Кольца Сатурна
Ростиславу Зорину 19 лет. Он только-только поступил в академию культуры и искусств.
В этом году Ростислав окончил гимназию № 33, где его главной любовью стала астрономия. Все началось с первого посещения Пермского планетария. Он увидел галактики, звездное небо, парад планет! Космос произвел на него неизгладимое впечатление. А потом были новые посещения планетария, встречи со Вселенной, которая все больше захватывала мальчика. Отец Ростислава – мастер по печам и каминам, мама работала инженером на заводе. Родители начали покупать ему различные книги по астрономии. Вместе выезжали на природу и наблюдали небо над головой. Известно, что за городом звезды видны лучше. Особенно увлекала его планета Сатурн со своими кольцами, ставшими для него символом космических загадок. Потом отец принес ему компьютерную энциклопедию о Вселенной, которая расширилась до последних видимых пределов, за ними оставались те самые непостижимые загадки мироздания.
Из школьных предметов Ростислав любил историю Древнего мира и литературу. Любовь к книгам и привела его сюда. После окончания гимназии он поступил в институт культуры и искусств, на факультет документально-информационных коммуникаций. Инвалидность, связанная с ДЦП, и гуманитарные интересы определили его будущую профессию – он решил стать библиотекарем.
Сегодня он на первом курсе, изучает историю книги, литературу, библиотековедение, психологию и педагогику. В группе к нему относятся хорошо, но подружиться ещё не успел.
При этом Ростислав не только читает книги, но и занимается спортом вопреки своему заболеванию. Второй год посещает бассейн «Олимпия». Там действуют две специальные группы инвалидов. Учится не просто держаться на воде, но и плавать на спине и кролем. Физически сопротивляется недугу. После этого чувствует, что ходить становится легче. Из Мотовилихинского района ездит в Индустриальный, самостоятельно или с мамой. Чтобы только плавать!
Вместе с ним занимаются ребята, тоже имеющие физические ограничения, с которыми он дружит с детства. Они занимаются спортом, ходят друг к другу в гости, общаются. В этом году они начали кататься на велосипедах на стадионе.
А мне почему-то вспомнился английский ученый-инвалид Стивен Хокинг, астрофизик с мировым именем. В какие божественные дебри Вселенной может завести человека высокая мечта! И звездная мечта достижима даже сквозь тернии.
Девушка с будущим
Она родилась и выросла в Перми. Алине Кисловой двадцать лет, её младшему брату десять. Мама Ирина Ивановна работает в паспортной структуре и поднимает детей одна. «Моя мама – герой», – говорит Алина.
Первый класс она окончила в общеобразовательной школе, но потом начались проблемы со здоровьем, поэтому со второго класса училась в коррекционной школе № 154, при этом занималась дома. Так отозвался на её жизни синдром Туретта, болезнь, при которой неожиданно возникают механические тики, непроизвольные звуки, движения, жесты. Она могла, сама того не ожидая, стукнуть по парте, мешая занятиям одноклассников. Именно поэтому пришлось перейти на домашнее обучение. Но Алина общалась с одноклассниками, приезжала в школу на мероприятия и праздники, поддерживала отношения с друзьями. И в таком режиме Алина проучилась до одиннадцатого класса. Хорошо давались ей гуманитарные предметы – русский язык и литература, история.
После окончания школы она решила поступать в институт искусств и культуры, который сейчас стал называться академией, на факультет документально-информационных коммуникаций.
– Я была на Дне открытых дверей в институте, – рассказывает Алина, – тогда состоялась встреча с деканом и преподавателями факультета, мне и маме понравилось, как они рассказывали об институте, понравился их настрой – в том числе и по отношению к студентам, имеющим физические ограничения. Пришлась по душе атмосфера учебного заведения. Группы небольшие – по десять человек. Для меня это важно, поскольку синдром иногда продолжает проявляться. И преподаватели, и студенты относятся ко мне с пониманием. Если, например, я не успевала что-нибудь записать на лекции, помогали, могли снова надиктовать для меня. Сразу не получалось, но сейчас, к третьему курсу, я уже научилась быстро писать.
Сегодня она изучает информационные системы и естествознание, социологию и менеджмент, искусство и историю. Кроме того, успевает заниматься младшим братом Артемием — встречать его из школы и помогать с домашним заданием. Ходить с ним в музыкальную школу, где тот учится играть на флейте.
После окончания академии она собирается устроиться на такую работу, чтобы в основном заниматься документами, архивами, где не надо будет много общаться с людьми. При этом она спокойно относится к тому, что жизнь накладывает на её деятельность некоторые ограничения.
Сама себя Алина считает девушкой целеустремленной. Она уверена, что достигнет всего, о чем сегодня мечтает. Недаром регулярно посещает фитнесс-клуб, чтобы поддерживать себя в нужной форме. Занимается на тренажерах, увлекается йогой, танцами и пилатес — специальной гимнастикой с дыхательными упражнениями и использованием мысле-образов.
Мне показалось, что Алина – более здоровый человек, чем многие её сверстники. И будущее её не вызывает сомнений.
Юрий АСЛАНЬЯН