В Перми планируется открыть учебные мастерские для инвалидов 16–22 лет с ментальными нарушениями – расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, синдромом Дауна и другими. Это станет возможным благодаря Президентскому гранту, выигранному благотворительным фондом «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями». Проект «Учебные мастерские» уже поддержали Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, Министерство социального развития Пермского края, департамент образования администрации города Перми, Пермская гильдия добросовестных предприятий.
– Новый проект призван облегчить процесс социальной адаптации таких людей, – говорит директор фонда Светлана Калина. – Дело в том, что зачастую молодые инвалиды после окончания школы или получения профессионального образования нигде не работают. Их опасаются брать на работу. Между тем зарубежный опыт показывает, что они вполне могут работать и обеспечивать себя. Сейчас мы проводим диагностику молодых людей с инвалидностью с целью выявления их профессиональных интересов и навыков. Весной планируем проведение обучающих занятий для ребят с инвалидностью и их родителей. Начали работу с потенциальными работодателями, которые могут трудоустроить инвалидов. А в апреле мы проведём для них семинар, на котором расскажем об особенностях ментальных инвалидов. Перед нами стоит задача: развеять предубеждения, фобии и стереотипы в отношении таких людей.
Предполагается, что мастерские начнут работать летом. А сейчас необходимо решить главный вопрос – с помещением, где бы молодые инвалиды могли обучаться декоративно-прикладному творчеству, работать с берестой, заниматься ручным ткачеством, а также другими простыми видами работ, востребованными на рынке труда.
Опыт показывает, что люди с особенностями в развитии могут быть вполне конкурентоспособными на рынке труда. Так, в Израиле и Нидерландах аутисты с сохранным интеллектом востребованы как тестировщики программного обеспечения. Там из таких ребят получаются гении – они могут мыслить неординарно, способны заглянуть в такие сферы, куда человек-норма заглянуть не может.
– К сожалению, сегодня в нашей стране программы по трудоустройству инвалидов не имеют должного эффекта, – говорит Светлана Анатольевна. – На обустройство рабочего места для инвалида работодателю выделяется примерно 73 тысячи рублей. Однако работодатель, освоив эти деньги, создав рабочее место, через год или даже раньше может уволить инвалида. То есть государственная поддержка инвалидов в деле трудоустройства практически не работает. Чтобы работодатель был заинтересован трудоустроить инвалида, ему нужны преференции, например, в виде налоговых льгот или компенсации части заработной платы, причитающейся инвалиду.
Из истории «Светлой»
Общество к ментальным инвалидам относится, мягко говоря, настороженно. Бытует мнение, что такие дети рождаются только в асоциальных семьях, хотя от этого никто не застрахован. Понимая это, родители в 2009 году и организовали благотворительный фонд «Социальная деревня «Светлая». И название выбрано не случайно – у этих людей действительно светлый, наивный взгляд на жизнь.
– Планировалось даже создать особую деревню, где бы такие люди могли жить и работать в условиях сельской местности, – продолжает Светлана Калина. – Эта идея, конечно, очень красивая – эти дети, как никакие другие, близки к природе, и им сложно адаптироваться в условиях мегаполиса. Создать такую деревню хотели родители, которые прекрасно понимают, что они не вечны, и уже сейчас думают о будущем своих детей. Мысль о том, что твой ребёнок будет когда-нибудь проживать в доме-интернате, невыносима! Однако проект этот довольно затратный, реализовать его нам одним оказалось не под силу. Поэтому мы обратились к теме сопровождаемого проживания. Это дома или квартиры, где инвалиды могут проживать по 3–5 человек, а не по 180, как, скажем, в интернате. Здесь они смогут обучаться навыкам самообслуживания, покупкам в магазине, оплате коммунальных услуг. С ними обязательно должен быть сопровождающий, который в зависимости от состояния инвалидов может находиться рядом с ними весь день или полдня, круглосуточно или вообще навещать несколько раз в неделю. Такая форма уже получила развитие в некоторых регионах России и давно успешно существует за рубежом. Днём ментальные инвалиды смогут трудиться, выполнять посильную для них работу в учебных мастерских, а вечером возвращаться домой.
Тема трудоустройства инвалида актуальна и для самой Светланы Калиной: она – мама 22-летней особенной девушки. Её дочь Инна обучилась на повара-кондитера в лицее, может приготовить что-нибудь несложное. У её дочери есть опыт работы в кафе, где она успешно справлялась со своими обязанностями в качестве хозяйки зала, потому что очень добросовестна и ответственна. А сейчас она работает помощницей повара в кафе-пекарне, правда, всего один раз в неделю.
– Я не старалась ограждать свою дочь от окружающего мира, – признаётся Светлана. – Она жизнерадостна, доверчива и открыта миру. Просто там, где ей было трудно, я находилась рядом и помогала. А сейчас она мне помогает в проектах, которые реализует наш фонд. Так, она уже работала волонтёром, играла с маленькими детьми-инвалидами, ей нравится с ними общаться. Теперь она ждет открытия учебных мастерских, чтобы не только научиться там чему-то новому, но и иметь возможность общаться со сверстниками. Что для меня сейчас является самым важным? Чтобы поверили в наших ребят и дали им шанс реализовать себя.