ВСЯ ЖИЗНЬ… ПРЯМО СЕЙЧАС!

Cегодня я с удовольствием делюсь с нашими читателями мнением об очередном произведении мастера перевоплощения «Вся жизнь впереди».

Может ли ребенок рассказать о том, что жизнь не впереди, как мы часто слышим из уст старшего поколения, а прямо сейчас? Кажется, это довольно сложно, ибо дети ничего не знают о жестокости жизни, о несправедливости судьбы, но роман Эмиля Ажара – под таким псевдонимом Ромен Гари опубликовал свое произведение, удостоенное Гонкуровской премии в 1975 году, – доказывает обратное.

Его главный герой – десятилетний мальчик-араб Момо. Оставшись без родителей, ребенок оказался на попечении старой еврейки – бывшей «ночной бабочки», которая, по моему мнению, не знала, что такое настоящая любовь, до тех пор, пока он не появился в ее жизни. Всеми брошенный мальчик, волею судьбы живущий в полупансионе, не погасил свет в сердце и отдавал все свое тепло, искренность, преданность мадам Розе – женщине, заменившей ему мать.
Когда я искала информацию об этой истории, то столкнулась с мнением критиков, утверждавших, что книга не соответствует заявленному возрастному ограничению – 12+. Возможно, кто-то разделит эту точку зрения, но я готова ее опровергнуть, и вот почему.

Изюминка работ Ромена Гари – это полная, абсолютная трансформация автора в своих персонажей. Так, взрослый мужчина легко становится «малышом Момо», или юным Мохаммедом, что вырос среди грязи, болезней, наркотиков, продажных женщин, но, несмотря на это, пора­зительно точно сумел сложить мозаику жизни из разговоров взрослых. В результате чего получилось повествование о непростой картине мира, где затрагивается тема сострадания, самопожертвования и безграничной, затапливающей любви к единственному по-настоящему близкому, родному человеку, после смерти которого герой становится по-настоящему одиноким. Хотел бы «маленький» Момо, чтобы его история сложилась по-другому? Я полагаю, что нет.

Тонкие комедийные нотки романа слово за словом сплетаются с драмой, делая его максимально похожим на то, что происходит в жизни каждого из нас. Показывая: это сложнейшая, моментами невыносимая, но безумно интересная повесть, которую мы пишем сами, и все ее детали нам необходимо принимать как дар, ценить такими, какие они есть. Потому что жизнь на самом деле не впереди, она только здесь, сейчас, а иной возможности ее прожить у нас, увы, никогда не будет.

Если говорить обо мне, как о человеке, которому посчастливилось незримо наблюдать за жизнью Мохаммеда, не знавшего даже своего возраста, то я сделала это не зря и могу с уверенностью сказать, что эту историю можно смело отнести к современной классике, открывающей реальный взгляд на вещи, освобождающей от предрассудков и говорящей о том, что каждый из нас волен делать СВОЙ выбор. Эта книга для тех, кто устал от привычного уклада бытия, запутался и по каким-то, нередко независящим от нас причинам оказался в тупике.

Приятного вам прочтения!

Анна Чудинова