ПЬЕСА ПРО ЖИЗНЬ

В городе Лысьве театральное объединение «Кулиска плюс» играет свою социальную роль.

У Лысьвенского детского театрального коллектива с 11-летним стажем «Кулиска» множество наград – от муниципальных до всероссийских. Два года назад его руководитель Игорь Безматерных создал студию для особенных детей со знаком «плюс».

УБРАТЬ «ЗАЖИМЫ»

В небольшом помещении с черными кулисами звучит умиротворяющая мелодия. Это идет разминка.
– Классно, победа, коза…
– Победа…
– Нет же, классно!
Ребята делают простое упражнение на мелкую моторику рук, пальчиковую гимнастику. Одни скрупулезно пытаются сложить правильную фигуру – выпрямить указательный палец и мизинец, а средний и безымянный прижать большим к ладони. Другие, допустив ошибку, угрюмо стоят в сторонке. Есть и «нехочухи». Правда, оттаивают они быстро: свободная и теплая атмосфера, царящая в студии, не может не затягивать.

– Важное правило для воспитанников первого года обучения – дать свободу телу, – отмечает бессменный руководитель «Кулиски», артист Лысьвенского театра им. Анатолия Савина Игорь Безматерных. – Свобода внутренняя начинается со свободы физической: поэтому в первую очередь стараемся убрать все «зажимы». Например, с помощью пластических упражнений.

Встречи воспитанников особенного объединения проходят в стенах Дворца детского творчества. В основе занятий – актерское мастерство, сценическая речь, музыкальное развитие (в том числе – вокал), пластика и дизайн.
Впрочем, это сейчас их репетиции, можно сказать, проходят ровно – дети слушают и, главное, доверяют педагогу, есть первые театральные успехи – постановки.

На начальном этапе картина была совсем другая. Родители вспоминают, как на первых репетициях их дети бегали – не привыкли к вне­школьным занятиям. Иной раз их буквально приходилось ловить за ноги. Зато сейчас сами бегут на занятия. А когда по каким-либо причинам они отменяются (такие дети чаще обычного болеют или находятся на реабилитации), очень скучают.

ОТКУДА ВЫРОСЛИ НОГИ

История подобных особенных театральных объединений не нова: такие студии есть практически в каждом мегаполисе. Самые известные – в Москве, Самаре, Новосибирске. Однако для провинциальных городов такая форма реабилитации людей с инвалидностью – уникальная практика. И, конечно, большой толчок для развития инклюзии в целом.

– Зимой 2021 года Лысьва стала одной из площадок проекта Пермского дома народного творчества «Губерния» «ВОСприятие». Это если говорить о предпосылках к появлению у нас «Кулиски плюс», – рассказывает Игорь Безматерных.Ярким завершением проекта стал спектакль, в котором актерами были люди с инвалидностью, а сюжет основывался на личных историях его героев. Было любопытно наблюдать, с какой ответственностью особенные ребята подходили к репетициям и с каким артистизмом выступали на сцене.

Педагог отмечает: чтобы создать в округе инклюзивное театральное объединение, ему пришлось изучить не один десяток подобных практик, побывать на нескольких мастер-классах и заручиться поддержкой опытных коллег. И вот в сентябре того же года стартовали занятия «Кулиски плюс».
Набор детей широко не объявлялся: каждый ученик студии – чей-то знакомый – одноклас­сник или товарищ по секции. Все ребята со своими особенностями: есть дети с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, детским церебральным параличом. Есть и более легкие диагнозы – например, с нарушением речи. Всего у педагога Безматерных около 20 воспитанников.

МЕТОДИКА НА РАВНЫХ

Говорить, что в этом объединении уникальны только его воспитанники, не совсем верно – здесь особенно все.
Возьмем артистов. В спектаклях задействованы не только ребята. Наравне с ними на репетициях и в постановках участвуют родители и бабушки. Или, например, репертуар. Его опора – близкие и понятные каждому личные истории.

– Одна из наших постановок посвящена мамам, – делится руководитель «Кулиски». – Дети выступают поочередно. Их речь не прописана мною заранее, они ее придумывают сами. В свободной форме рассказывают о том, какие у них мамы – их увлечения, таланты, качества. На премьере в качестве реквизитов использовались даже пельмени – мальчишка демонстрировал, как его родитель вкусно готовит.

Еще одна особенная сторона «Кулиски плюс» – методика преподавания. На репетициях нет жесткого регламента, ежовых рукавиц. Но в то же время, несмотря на ограниченные возможности здоровья студийцев, им не делается поблажек. «С ними нужно общаться на равных», – отмечает педагог.
Все занятия полностью подстроены под особенности ребят. Например, проговариваются каждые действия или описывается внешняя, пространственная составляющая – кто стоит рядом, какой реквизит в какой стороне находится, какая будет звучать музыка.
Да и обозначить временные рамки занятия нельзя: порой их встречи затягиваются на четыре-пять часов. Нередко приятным бонусом к репетициям становятся чайные церемонии.

– Что получают эти дети? – поясняет Игорь, пока его воспитанники выполняют очередное упражнение. – Основы актерского мастерства? Так и не скажешь. Скорее, здесь студийцы играют в жизнь – формируют у себя навыки эстетического, небытового поведения. Они учатся контролировать себя, изучают язык тела и создают свои театральные номера. Из всего – порой из ошибок, личных переживаний, случайностей.

…Про студию «Кулиска» часто говорят – это большая семья. «Кулиска плюс» добавила в драматургию этой семьи уникальности.

Ирина Попкова
Фото автора