ДЕТСКАЯ МОТИВАЦИЯ

Откуда берётся и как воспитать?

Обеспокоенные родители часто приходят к психологам с вопросами: «Ребенок не хочет ничего делать», «Как мотивировать, чтобы захотел?» и т. д. Это настоящая проблема: непонятно, как замотивировать ребенка сделать что-то нужное и полезное. Так что же такое мотивация, для чего она нужна и как ее воспитать?

Конечно, для каждого ребенка очень важно развиваться и достигать успехов в разных сферах жизни. Но это в идеале. Сейчас уже практически не говорят, что ребенок ленивый – все знают, что причина лени в отсутствии замотивированности. На деле же детям (да и многим взрослым) часто очень сложно найти мотивацию самостоятельно и проложить усердный путь к цели. Недостаточная мотивация равна непониманию ребенка, какую пользу принесет ему то или иное дело. Будет ли оно для него радостным? Зачем ему нужно прилагать усилия?

Мотивация есть внешняя и внутренняя. Если говорить про ребенка, то внешняя – это оценки, ваше доброе слово, ну или угроза остаться без сладкого, если не сделал уроки (равно манипуляция). А внутренняя мотивация – это не внешние обстоятельства, которые вынуждают нас что-то делать, а внутренний настрой, без которого ни одно задание не будет выполнено с энтузиазмом. Это желание что-либо делать без ожидания похвалы или поощрений. То, что мы делаем для себя.

Почему внешняя мотивация не годится?

Соглашусь, внешняя мотивация действует быстро и практически безотказно. И здесь есть несколько «но»:

  • Внешняя мотивация всегда развивается по нарастающей: вскоре настанет тот момент, когда станет мало. Если платить ребенку за хорошие оценки десятью руб­лями, то вскоре их начнет не хватать – так работает психика человека. Внутренняя же мотивация намного дольше способна поддерживать огонек внутри человека, да еще и без материальной выгоды.
  • В подростковом периоде такой способ просто перестанет работать – это один из механизмов подростковой психики ребенка. Он больше не боится, бросает вызов требованиям и делает наперекор.
  • Человек, не имеющий внутренней мотивации, с большой вероятностью вырастет несчастливым. Он будет трудиться на нелюбимой работе в ожидании вечера пятницы, не сможет понять, как это – развиваться в том, что нравится, но пока представляет трудности и на первых этапах приносит небольшой заработок? Бывает даже так, что просто нет желания узнавать что-то новое и заниматься самообразованием, так как извне тебя уже не хвалят только за то, что ты много поспал и хорошо покушал.

Как воспитать внутреннюю мотивацию?

Организуйте совместную деятельность. Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным и что скучную работу лучше не затягивать.

Пример родителей – один из важнейших для детей. Покажите заинтересованность в вашей работе, в чтении книг «для себя». Конечно, уставшие взрослые люди имеют право иногда бросить фразы наподобие: «Устал уже от этой работы, дайте полежать и не трогайте меня», но помните, что вы, несмотря на усталость, понимаете вашу цель и идете к ней, а ребенок способен воспринять эти фразы слишком буквально – как инструкцию к действию. Если вы покажете пример собственной усидчивости и стойкости, дети с большей вероятностью захотят это повторить.

Предлагайте ребенку ставить четкие, достижимые цели – делите крупную цель на мелкие. «Хорошо учиться, чтобы когда-то стать успешным» – слишком долгая перспектива, и ребенку непонятно, для чего именно сейчас-то надо выходить из своего комфортного мироощущения? Предположим, вы отдали чадо на кружок рисования. Для него это безумно долгий процесс. Предложите научиться рисовать в определенной технике, подготовить креативный подарок для дедушки, создать «профессиональную» домашнюю галерею в коридоре квартиры, куда можно будет водить гостей вашего дома. Детям легче мотивироваться, если они видят конкретную цель, которую можно достичь. К тому же навык целеполагания станет отличным подспорьем в их самостоятельной жизни.

Узнайте об интересах ребенка и создайте возможности для их реализации. Высшая мотивация достигается только тогда, кода человек занят тем, что ему действительно нравится. Ребенок, мечтающий о спорте, вряд ли будет достигать особенных успехов при занятии музыкой.

Поощряйте самостоятельность. У личности, даже по годам пока еще маленькой, должна быть возможность принимать решения и делать что-то самостоятельно, пусть и не очень хорошо, в рамках возраста и зрелости. Многие вспомнят, как двух-трехлетний малыш отчаянно рвался растирать грязь тряпкой в прихожей в надежде, что его благое дело помогло содержать дом в чистоте! «Где это рвение в твои семь лет, сыночек?» – иногда спросим мы. А оно осталось в том моменте, когда мы в спешке ответили: «Дай, я сама, ты сейчас разольешь». Когда этих незаметных слов слишком много для детской психики, то желание стараться напрочь стирается. Эти выросшие дети даже боятся начать что-то новое и трудное, так как в их жизненном опыте твердо отпечаталось «у меня все равно не получится».

Поощряйте усилие, а не результат. Если фокусировать внимание ребенка на процессе, на мини-достижениях в процессе, на внутренних ощущениях от сделанного, то ребенок обязательно научится видеть ценность своего труда. И в тот момент, когда он неизбежно столкнется с трудностями или неудачей, это поможет остаться на плаву.

Учите ребенка ошибаться и радуйтесь ошибкам. Да, вы правильно все поняли. На пути человека к мечте или какому-то развитию ломают именно ошибки и неумение их принимать и прорабатывать. Многих в детстве ругали за ошибки, и в итоге почти в каждом сидит этот страх. Получается, чтобы не ошибиться, лучше ничего не делать, сидеть, как мышка, и не высовываться. Куда правильнее будет пережить эмоции с ребенком, когда у него что-то не получилось: обиду, страх, разочарование, досаду. Поговорить, что пошло не так, что можно было бы сделать по-другому, как поступить дальше. Если ребенок научится не сдаваться, несмотря на то, что может не получиться, у него будет сильная внутренняя мотивация.

Знакомьте детей со знаменитыми личностями, достигшими успехов через невероятные усилия. Поведайте историю о слабеньком мальчике Саше Суворове, который однажды посмотрел на себя в зеркало и твердо решил, что навсегда забудет слова «не могу». Дайте соприкоснуться с личностью, например, Ника Вуйчича, чья сила духа просто не может не воодушевлять. Личность ребенка должна строиться на знаниях о свершениях, силе духа и невероятном усердии над собой.

Самое главное правило: мотивация рождается в комфортной и поддерживающей среде. Там, где нет места унижению, крику и взаимным обидам. Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется. У вашего ребенка обязательно все получится.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог
МАОУ «Школа № 18
для обучающихся с ОВЗ» г. Перми