КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?

В педагогике самостоятельность определяется как умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, то есть способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью развитие навыка самостоятельности особенно важно, и наблюдается немало трудностей в его освоении. У ребят дошкольного и младшего школьного возраста (а при некоторых степенях интеллектуальной недостаточности и старше) самостоятельность часто отмечается в условиях привычных бытовых ситуаций: включение/выключение телевизора, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т. д.
При этом самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, в навыках самообслуживания и гигиены сильно затруднена или даже не сформирована вовсе, а навык опрятности часто отсутствует. Все это объясняется поздним развитием произвольности психических функций, недоразвитием координации и общих движений, несформированностью предметных действий, что в свою очередь негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.

Часто упускается из виду то, что детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо показывать последовательность простых для обычного ребенка действий. Это очень важно для особенных детей, так как представляет для них огромную трудность. Например, можно напечатать пошаговую инструкцию одевания в садик или школу, где показано, в какой последовательности надо брать вещи. Вместе с ребенком надо постоянно проделывать эту операцию, обращая его внимание на то, что за чем следует. Со временем и благодаря родительскому терпению можно будет разглядеть первые результаты – самостоятельное выполнение действий по инструкции, а затем автономно.

Если родители хотят, чтобы их ребенок стал самостоятельным и мог сам (в силу его потенциальных возможностей) принимать решения, выполнять домашнее задание, делать несложную хозяйственную работу и в дальнейшем найти свое место в жизни – родители должны дать ему свободу выбора. Это важно стараться делать еще с дошкольного возраста настолько, насколько это возможно.

Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным. Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом шагу. Так не рекомендуется поступать, потому что это не дает ребенку научиться делать выбор.

Дадим вам несколько практических советов:

Создайте распорядок дня

Детям необходимо четкое разграничение между распорядком и свободой, которое будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать самому, тем более самостоятельным он станет. В помощь может послужить визуальное расписание: прописываем режимные моменты, для наглядности подкрепляем их картинками, учим ребенка обращаться к расписанию для планирования собственной деятельности.

Научите самостоятельно решать проблемы

Дайте возможность ребенку самостоятельно решать свои проблемы. Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблемы: вместе с ребенком вы можете проигрывать различные проблемные ситуации, показать ему способы их решения, а затем дать возможность применить что-то и увидеть последствия своего выбора.

Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Именно они позволяют любому человеку чему-то научиться. Тот, кто не ошибается – не получает знаний и опыта. Задача родителя в том, чтобы научить ребенка не бояться ошибок. Для этого за ошибки ни в коем случае нельзя ругать, стоит только обратить внимание ребенка на причинно-следственную связь. Те дети, которых ругали за неудачи, в последствии уже не хотят проявлять инициативу и пробовать что-то сделать, так как проще ничего не делать, чтобы не столкнуться с критикой.

Будьте чуткими

Ребенок должен знать, что вы всегда рядом, что бы ни случилось. Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи. Верьте в него!

Научите ребёнка быть настойчивым

Позвольте ему иметь собственное мнение. Учитывайте его мнение, когда он хочет сесть за выполнение уроков, но не пускайте все дело на самотек и бесконтрольность.

Предлагайте разумный выбор

Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием. Установите ограничения. Ребенок должен хорошо знать о его границах и что именно от него ожидают: что можно, а что нельзя.

Поручите домашние обязанности

Пусть не сложные, но домашние обязанности должны быть у каждого. Особенно важно это для детей с интеллектуальной недостаточностью, чтобы с малого возраста у них развивалось умение трудиться. В качестве обязанностей можно поручить складывать в стирку свою одежду, вытирать стол после еды, убирать тарелку в раковину после приема пищи, протирать свою обувь в конце дня, сложить игрушки в ящик.
Для прививания любви к труду можно использовать мотивационную таблицу (см. рис.).

В ней вы пропишете обязанности ребенка, и пусть малыш ежедневно ставит «галочки» напротив тех пунктов, которые он выполнил за день. Заранее договоритесь о небольшом поощрении: например, за 20 «галочек» он получит любимое мороженое. Вот ведь азарт! Количество пунктов для поощрения может быть сперва небольшим, но постепенно оно должно увеличиваться.

Время на ориентировку

Да, иногда проще и быстрее сделать что-то за ребенка. Конечно, вы можете уже опаздывать к врачу, а процесс самостоятельного надевания ботинок занимает лишние 15 минут. Зная такие особенности, чуткий родитель может дать больше времени. Начать собираться на полчаса раньше обычного: чтобы и самому не нервничать, и дать возможность ребенку проявить самостоятельность.
Весь процесс становления самостоятельности может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка ненавязчиво, не акцентируя на этом его внимание. Терпение родителей, их чуткость и понимание особенностей ребенка обязательно принесут со временем свои плоды, что поможет подросшему человеку самостоятельно справляться со своей жизнью.

Татьяна Василюк, педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»