СПАСАЯ ДЕТСКИЕ ДУШИ

Пермский фонд «Защита» создал экологичную методику снятия агрессии у подростков. В чём она заключается – мы беседуем с его председателем Светланой Козловой.

– Светлана Михайловна, в вашем «банке детских вопросов» я нашла такие «Зачем подростку родители?», «В чем смысл жизни?», «Как перестать много переживать?», «Как зделать себя неприемным ребенком?» (орфография сохранена), а то и такое «Как нам взорвать школу?» Почему уровень агрессии у детей и подростков зашкаливает?

– Много лет работая с детьми из неполных, малоимущих, многодетных, находящихся в конфликте с законом семей, мы сталкивались с их ненавистью, тягой к суицидам, глубокими, недетскими конфликтами с друзьями, учителями, родителями. Откуда они? Очень просто – от одиночества. От того, что им не с кем обсудить наиважнейшие в этот момент проблемы. И тогда у нас в ходе реализации проекта «Трансформация агрессии подростков в конструктивную активность» с 2018 по 2019 год «выкристаллизовалась» методика «Тайный вопрос – открытый ответ»: психолог или педагог садится с ребятами в кружок, они принимают общие правила поведения (не перебивать, тактично выражаться и т. п.), затем каждый пишет записку без подписи со своим вопросом. Читают любую – и каждый из участников кружка дает свой ответ. Тот, чье мнение покажется самым интересным, становится модератором и зачитывает следующий вопрос.

– То есть позволяется ребенку вести игру?

– Да, и это тоже важно – если педагог отдаст ребенку бразды правления, то последнему уже не уйти от ответственности. В роли модератора нужно внимательно выслушать всех, чтобы понять и выбрать самый интересный ответ. А в этом году мы учили секретам этой методики социальных педагогов, школьных психологов, мам и пап, как работать с детско-подростковой агрессивностью и не только.

– А с чем еще?

– Методика учит, как в принципе общаться, взаимодействовать, уважать другое мнение, дискутировать, формулировать мысли. Один из участников проекта, педагог, назвал ее универсальной и экологичной. То есть настолько бережно она снимает агрессию, беспокойство, волнение, чувство неполноценности, которое у подростков проявляется в девиантном поведении.

– Есть примеры острых случаев?

– У нас был мальчик, настоящий хулиган, и мы поняли, что он так переживал проблему в личных отношениях родителей. Обсудить ребенку это не с кем, но методика тайного вопроса помогла ему разобраться, как принять ситуацию, перестать обвинять себя. А главное – он оставался для всех инкогнито! Его тайна так и осталась тайной, но она перестала травмировать его.

– Метод годится для всех детей до 18?

– Нет, только для младшего и среднего возраста, со старшими уже другая специ­фика.

– Сколько человек вы обучили методике?

– В ходе реализации проекта «Говорить с подростком о важном – КАК?», который финансово поддержал Фонд грантов Президента РФ в 2022 году, провели тренинги для 90 психологов, социальных педагогов, студентов и родителей. Программа обучения проекта включала от двух до 16 часов (в зависимости от педагогической подготовки). Все участники получили сертификаты слушателей. Приведу один из отзывов слушателя: «Не терпится скорее вернуться и провести с ребятами занятие». Краснокамские педагоги, в частности, звонили нам: «Методика работает блестяще».

– Если кто-то решит пригласить сотрудников Фонда провести занятие, ознакомить с методикой, как вас найти?

– Звоните в Пермский краевой общественный благотворительный фонд целевой экономической системы социальной защиты «Защита» по телефону
2122-192, у меня есть личная страница в сети «ВКонтакте» https://vk.com/id145646380.

Беседовала Марина Вяткина