ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

Дети, наблюдая за жизнью своих родителей, с пелёнок начинают интересоваться цифровыми устройствами, ведь если мама и папа много уделяют этому внимания в повседневной жизни, значит, «игрушка» действительно интересная.

Жизнь современного человека трудно представить без цифровизации. Телефоны, планшеты, телевизоры плотно вошли в нашу жизнь. Взрослым и детям необходимо быть постоянно на связи друг с другом, осуществлять коммуникацию в рабочих отношениях и т. д. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребенка неоднозначное: кто-то активно их использует, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных тенденций. Давайте попробуем разобраться, какие плюсы и минусы их использования, и можно ли найти ту самую золотую середину?

Положительные мнения об использовании гаджетов

Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать внимание, память, логическое мышление. С помощью цифровых «развивашек» также можно научиться считать и рисовать. Нажимая на правильные ответы, детские пальчики могут стать более ловкими. С малышами можно
изучить цвета, звуки животных и показать природные явления.

Конечно, с этим намного лучше справится родитель! Но ведь взрослый человек должен успеть выполнить много других своих взрослых обязанностей, а в сутках пока только 24 часа, часть из которых не мешало бы использовать для сна. Чтобы ответить на рабочий звонок или элементарно помыться, родитель может включить развивающие мультфильмы, следуя возрастным ограничениям. Современные детские энциклопедии оборудованы QR-кодом, позволяющим оживить динозавров в телефоне и наиболее успешно усвоить информацию из книжки.

Телефон отлично справляется с развлечением ребенка в «полевых» условиях, где карандаши и игрушки не всегда могут быть под рукой. Находясь в очереди к врачу, конечно, можно использовать словесные игры и наблюдение за окружающими, но от долгого ожидания ребенок может стать капризным. В этом случае во избежание истерики некоторые родители тоже выберут гаджет.

С детьми постарше можно даже совершить кругосветное путешествие! Пусть и виртуальное, если нет физической на то возможности. Посетить музеи, понаблюдать за жизнью народов мира – проще простого. Увлечение детей гаджетами часто становится входными дверями в мир IT-технологий. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн-образование набирает обороты: можно заниматься с репетитором, учиться на курсах и посещать мастер-классы, не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности. Вся польза от использования цифровых устройств зависит только от того контента, который мы позволяем детям «впитывать», и минут, проведенных за устройством – необходимо строго соблюдать рекомендации по времени использования ребенком цифровых помощников.
Теперь, изучив плюсы использования электронных устройств, стоит обратиться и к другому полюсу мнений.

Влияние на здоровье

Электромагнитное излучение, мелькающие картинки негативно влияют на незрелую нервную систему детей. Процессы саморегуляции, критическое мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не сформированы на должном уровне: они не могут остановить себя сами, понять, почему нельзя поиграть подольше. Все эти особенности провоцируют плохой сон, появление аффективных реакций.

Перегруз нервной системы неизбежно влечет за собой задержку в естественных процессах умственного и психоэмоцио­нального развития. Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость. При чрезмерном увлечении гаджетом у детей наблюдаются нарушения с координацией действий двумя руками, что проявляется, например, в играх с мячом.

Пользуясь электронным устройством, ребенок долго находится в одной позе, голова неестественно наклонена, что наносит вред позвоночнику. Дети не получают необходимых им сенсорных ощущений от дефицита времени, проведенного с конструктором, мозаикой, аппликациями, что приводит к отставанию в развитии мелкой моторики.

Детско-родительские отношения

Выше мы обсудили, что родители используют гаджет с разными целями: для переключения внимания при капризах, для развития или чтобы просто выкроить время на себя. Но делать это с совсем маленькими детьми, до трех лет, нельзя. В таком раннем возрасте у малышей формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным способом приводит к нарушению этих связей.
В возрасте 2–7 лет основной способ освоения мира – ролевые игры, в которых дети копируют взрослых. Этот этап крайне важен, ведь с помощью взрослого малыш перенимает систему человеческих взаимоотношений, учится анализировать свои поступки и делать выводы. Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения договариваться и сотрудничать. Электронные развлечения в этом плане примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.

Влияние на психику

Электронные устройства способны повышать уровень интеллектуального развития, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия ребенка. Эмоции, зрение, слух перенасыщаются, а тактильные и осязательные ощущения находятся в дефиците. И самое важное в дошкольном и младшем школьном возрасте – воображение и фантазия! Они мощнейший двигатель в развитии ребенка. При использовании гаджетов они не развиваются, так как ребенку предоставлены уже готовые формы воспринимаемой информации. Куда лучше заменить мульт­фильм на аудиосказку, развивая при этом не только воображение, но и память, и слуховое внимание, являющиеся базой в успешном школьном обучении.
Мультфильмы и игры созданы таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получил удовольствие и положительные эмоции. В реальном мире для этого нужно приложить немало труда: понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то в эту игру. А, нажав на кнопки, удовольствие приходит само и сразу.
С каждым разом все больше ослабляется стимул для взаимодействия с внешним миром, пропадает желание познавать его сложными способами. Игры не учат целенаправленно трудиться для достижения результата. Сталкиваясь с проблемами в реальном мире, такие дети склонны к истерикам, депрессиям и стрессам. Игры в «стрелялки» искажают восприятие реального – ребенок не в состоянии отделить игру от реальности, он перенимает модель поведения, в которой безнаказанно можно совершать плохие поступки.

Влияние на социализацию

В дошкольном детстве имеются важнейшие периоды развития речи, пропустив которые будет крайне сложно их восполнить. Развитие речи тормозится, усугубляя коммуникативные проблемы. Проводя много времени за гаджетами, ребенок лишается возможности и желания совершенствовать коммуникативные навыки во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Не хочется что-то придумывать для своего развлечения, договариваться с товарищем по игре. Это сложно, а с телефоном проще.

Влияние на чтение и усвоение информации

Многие современные дети, использующие электронные устройства с раннего возраста, имеют трудности в удержании предыдущих фраз при прослушивании и чтении текста. Они запоминают отдельные слова, короткие фразы, но суть текста без привычной мелькающей картинки ускользает от ребенка. Поэтому читать становится неинтересно и скучно. Глазные мышцы, привыкшие фиксировать взгляд на ярких мелькающих объектах, с трудом могут сфокусироваться на неподвижной строке. Отсюда проблемы с прослеживанием строки слева направо и переходом на новую строку, которая часто теряется.
Использование гаджетов – не абсолютное зло, они могут нести пользу. Но этому ребенок научится только, если близкий взрослый вовремя сориентирует его в качестве получаемой информации, научит регулировать проведенное в устройстве время.
Дорогие родители, вашему семейному просмотру рекомендую короткометражный мультфильм общественной организации «Общее дело» – «Пожиратели мозга – как влияют гаджеты на детей». Этот мульт­фильм обязательно поможет сделать ценные выводы вашему ребенку, но только при совместном семейном обсуждении. Помогите детям увидеть обе стороны одной медали.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»