НАЙТИ СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ

Как стать адекватным. Самооценка особенных детей как фактор успешной интеграции в общество.

Важнейшим фактором развития личности любого ребенка является его самосознание. Последнее проявляется непосредственно в самооценке, то есть в том, как человек оценивает свои достижения и возможности, как относится к своим недостаткам и неудачам. Почему же важно уделить внимание становлению адекватной самооценки с детского возраста?

Самооценка личности ребенка является регулятором его поведения: она оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Проблема самооценки приобретает особую актуальность, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, потому что она напрямую определяет успешность включения особого ребенка в общество.
При неправильном отражении действительности само­оценка бывает неадекватной, то есть заниженной или завышенной. Разберем на примерах.

Мальчик Никита

Есть чудесный мальчик Никита, который учится в четвертом классе.
Несмотря на свои физические особенности, у него хорошо получается быть добрым и рисовать. Его рисунки наполнены фантазией и живостью. Но Никита считает это неважным. Ему кажется, что рисунки не имеют никакого смысла, ведь учеба дается ему не так легко, как другим детям в классе. Никите непросто общаться с одноклассниками и играть на детской площадке, потому что он считает, что ребятам не нужен такой особенный друг. Наиболее неблагоприятна заниженная само­оценка, которая приводит к неприятию себя, может сформировать комплекс неполноценности, пассивность. Ребенок переоценивает свои недостатки, во всем склонен видеть печать собственной ограниченности и неспособности.
С мамой мальчика мы придумали, как помогать ему чувствовать себя нужным, важным и способным. Вместе с Никитой мы выписали в правый столбик его слабые стороны, а в левый сильные, которые можно противопоставить слабым.
Например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Мы договорились, что он будет каждый день проговаривать то положительное, что заметил в себе за прошедший день. Со временем это начало получаться без помощи мамы.
Далее был проведен разговор о том, что все люди разные и нет похожих. У кого-то хорошо получается то, что не получается у других людей. И это нормально, когда в чем-то мы немного слабее других, а где-то имеются преимущества.
Никита долго думал над списком того, что получается у него хорошо. Но список все-таки получился. В моменты грусти мальчик обращался к написанному, и ему становилось немного легче. А недавно заметил, что на уроках изобразительного искусства в школе одноклассники просят его помочь нарисовать что-то сложное. Искренне благодарят и не смотрят на него как на особенного.
Он увидел, что несколько ребят искренне хотят с ним подружиться, и без страха отвечает им взаимностью. Вместе с мамой Никита учится делать сравнения в свою пользу и давать аргументированные ответы критике.

Девочка Катя

Есть и противоположный пример – девочка Катя, которой уже четырнадцать. В силу переходного возраста эмоции подростка часто бушуют, как море. При завышенном самомнении ей тяжело регулировать свое поведение в критических ситуациях: ребенок, переоценивающий себя, не склонен анализировать свои состояния, возможности и сопоставлять их с результатами деятельности и поведения в обществе, не требователен к себе, доволен собой, часто проявляет агрессию по отношению к окружающим и несоответствующие ситуациям слишком бурные эмоциональные реакции.
Неизбежно наступит ситуация, когда личность с завышенной самооценкой «ударится» о действительность, разочаруется в своей значимости. С высоты «падать» очень больно, поэтому надо вовремя помочь научиться адекватно оценивать свои способности и окружающую действительность.
С Екатериной мы пытались разобраться: «Всегда ли человек может быть во всем идеален?» Мы представили, как отрицательные качества могут повлиять на общение с друзьями.
Список своих лучших качеств девочка составила очень быстро, а над отрицательными пришлось потрудиться. Вспомнили, в каких ситуациях они могли проявляться, и обсудили, как иначе можно повести себя, чтобы конфликт был исчерпан. Катя рассказала, с какими претензиями и обвинениями обычно ей приходится встречаться, когда она упорно доказывает свою правоту.
Мы постарались найти где-то рациональное зерно и договорились обдумывать слова окружающих. Вдруг что-то можно взять на во­оружение и поступить не как раньше? Работа над собой очень сложная! Но Кате нравились результаты, когда ранее агрессивные по отношению к ней люди уже сами хотели с ней общаться. Новые друзья – это так здорово. Оказалось, что и от ненависти до любви тоже один шаг, хотя и непростой.
Когда человек умеет отстаивать себя, но прислушиваться к критике, когда он уважает свои чувства и ценит способности, но не обес­ценивает чувства других, принимая и их уникальность, – тогда человек точно сможет найти себя в этом мире, иметь поддержку и заботу, сможет преодолевать по-взрослому все трудности и стать полноценной личностью в этом мире.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»