СОВЕТЫ ПО ДЕЛАМ ИНВАЛИДОВ: ВЫБРАНЫ ПРИОРИТЕТЫ

В 2024 году в Пермском крае появится Центр поддержки и сопровождения инклюзивного образования. Об этом официально заявило Министерство образования на заседании Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края, состоявшемся в июле с. г.

Центр будет создан на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Учреждение будет оказывать организационно-методическую поддержку педагогам и специалистам, а родителям и детям – психолого-педагогическое сопровождение.

На сегодня в Пермском крае инклюзивные классы созданы в 438 общеобразовательных школах. Открыты девять ресурсных центров, пять из которых работают на базе коррекционных школ (в Перми, Березниках, Лысьве и Осе). Также в следующем году, по заверению Мин­образования, будут открыты 17 коррекционных школ с мастерскими, массажными кабинетами, оборудованием для кинезиотерапии, сенсорными комнатами.

Что касается дополнительного инклюзивного образования – на базе краевого Центра дополнительного образования «Росток» работают 11 опорных площадок.

Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) открыты три ресурсных класса, в 2024 году Министерство образования Пермского края планирует открыть еще четыре. В два раза увеличен норматив на обучение детей с этой нозологией.

Учитывая вопросы представителей организаций, защищающих интересы детей с РАС, участники Совета приняли решение до конца года рассмотреть вопрос о межведомственном взаимодействии центров РАС в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты.

Замминистра образования Наталья Зверева отметила, что разработана краевая межведомственная комплексная программа развития инклюзии до 2030 года и «дорожная карта», согласованная с Министерством просвещения РФ. В муниципальных управлениях образования также есть свои программы развития инклюзии.

Система инклюзии совершенствуется, и в ней есть что корректировать, судя по вопросам представителей НКО. Гражданский сектор помогает принимать решения, максимально приближенные к запросам родителей детей с инвалидностью и ОВЗ.

По итогам совещания решено включить представителей общественных организаций и НКО в состав региональной рабочей группы по реализации «Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Пермском крае до 2030 г.». Министерству культуры поручено подготовить к следующему заседанию Совета вопрос об открытии инклюзивных групп при учреждениях культуры.

Также участники Совета обсудили тему спортивных секций для детей-инвалидов на базе муниципальных образований. По словам министра спорта Пермского края Татьяны Чесноковой, в муниципалитетах из 6500 спортивных сооружений приспособлены для занятий людей с инвалидностью 725. Однако не хватает тренеров, имеющих переподготовку для занятий с детьми с ОВЗ. На сегодня разработаны нормативы для инвалидов только по ГТО, аккредитованы для участия во всех видах соревнований с нарушениями слуха, зрения, ПОДА и с интеллектуальными нарушениями (ЛИН). А, например, для детей с РАС нет адаптированных программ занятий физкультурой. Многие из этих вопросов должны решаться на федеральном уровне. (Сейчас краевое Министерство спорта проводит опрос для анализа потребностей в занятиях спортом – ред.)

Еще один актуальный вопрос – организация парковочных мест для транспортных средств, перевозящих людей с инвалидностью. Эту тему периодически поднимают пермские НКО. Проблема в том, что мест либо нет, либо они оказываются занятыми, либо зимой – заваленными льдом и снегом.
Поэтому Совет предложил администрации г. Перми включить в текст контракта на содержание улично-дорожной сети города Перми прямой запрет складировать снег на парковочных местах для инвалидов и размещать здесь электросамокаты. А также довести количество специализированных парковок до 10% от общего количества. Кроме того, вести мониторинг, достаточно ли их около зданий социальной инфраструктуры, и поставить в приоритет эвакуацию автомобилей, занявших места для инвалидов.

– Для меня было важным услышать, что на особом контроле у Министерства образования подготовка паспортов доступности каждого образовательного учреждения, – комментирует председатель Пермской краевой организации ВОИ Надежда Романова. – Рекомендации, как создать доступность по всем нормативам, могут дать эксперты, активисты ВОИ, тем более что краевое законодательство предписывает участие общественников в комиссиях по паспортизации.

Пресс-служба
Пермской краевой организации ВОИ