ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

В один ясный сентябрьский день вся жизнь вашего ребёнка потекла по новому руслу.

Вот он, ваш малыш, с ранцем за плечами и перешагивающий порог школы. Беззаботное времяпрепровождение дошкольника сменилось чередой уроков и домашних заданий, на несколько часов рядом нет мамы и папы – их место занимает учительница. Приходится расставаться с любимыми игрушками и книжками, искать свое место среди незнакомых и чужих мальчиков и девочек, примерять новый статус – статус ученика.

Очень тяжело сейчас маленькому человеку!
Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Особенно это важно для детей с ОВЗ, потому что они нуждаются в нашей поддержке значительно больше обычных первоклассников, так как процесс адаптации к школе для них затруднен в силу их физических и психологических особенностей.

Так что же может сделать родитель для того, чтобы облегчить этот нелегкий период для своего малыша? Продолжать работать над готовностью ребенка к школе, повышать ее, несмотря на то, что учебный процесс уже начался.
Готовность к школе – комплекс качеств, которые необходимы ребенку для успешного процесса адаптации в образовательной организации. Он включает 5 компонентов готовности к школе.

Физическая готовность

Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом забывают, что без овладения элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе.

Конечно, на помощь придут опытные учителя и специалисты, но такому ребенку неизмеримо труднее дается каждый шаг самостоятельности в стенах образовательного учреждения, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в семье. Да, детям с особыми образовательными потребностями особенно трудно научиться всем навыкам самообслуживания, но раз за разом необходимо давать возможность пробовать самостоятельно, но в то же время быть рядом.

Стоит обратить особое внимание на режим дня ребенка – грамотно распределить время для труда, прогулок и отдыха. Отход ко сну не должен быть позднее 21:00-22:00, так как малышу необходимо успеть выспаться и набраться сил перед следующим нелегким днем.

Мотивационная готовность

Маленькому первоклас­снику легче освоиться и привыкнуть, если он знает о ситуациях, которые могут произойти в школе, если он хочет идти в нее. На формирование положительного отношения к школе способны повлиять самые важные в жизни ребенка люди – родители.

Пожалуйста, анализируйте свои высказывания об учебном учреждении, чтобы они не несли негативный контекст, даже если ваш личный школьный опыт был не самым счастливым. Воздержитесь от наказания ребенка школой: «Не будешь слушаться, в школе оставлю тебя!» – это не даст малышу почувствовать себя в безопасности. Играйте в школу сами и с любимыми игрушками ребенка, расскажите терапевтические сказки для легкой адаптации.

Волевая готовность

Это развитие произвольности действий и самоконтроля своего поведения. Обращайте внимание ребенка на то, что важно доводить любое начатое дело до конца. Не забывайте давать посильные поручения и домашние обязанности – это поможет сформировать ответственность и волю.

В развитии самоконтроля используйте специальные игры. Например, игра «Летает–не летает»: вы называете различные предметы и живых существ, если названный предмет летает, то задача ребенка – хлопнуть в ладоши, если не летает – топнуть.

Социальная готовность

Предполагает сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.

Важно передать ребенку осведомленность о школьной жизни. Например, можно проиграть с любимыми игрушками те ситуации, в которых ваш малыш может оказаться: Зайка сидит за партой и рисует. О-о-оу, ему захотелось в туалет. Что зай­ка может сделать? Поднимет руку и скажет об этом учителю. Что делать, если заболел живот? А если одноклассник отобрал тетрадь? Нужно показать как можно больше моделей поведения в возможных ситуациях, чтобы малыш был готов.

Почаще выходите из дома, встречайтесь с друзьями и сверстниками ребенка, ходите в общественные места. Маленький человек сможет усвоить социально приемлемое поведение только с наглядными живыми примерами.

Интеллектуальная готовность

С помощью игровых заданий развивайте внимание (корректурные пробы), крупную моторику (прыжки на двух ногах, на одной ноге), ловкость и координацию (игры с мячом), пространственное мышление (конструкторы и лабиринты). Без достаточной сформированности психических процессов пройденный на уроках материал попросту будет вылетать из головы. Поэтому играйте в разнообразные развивающие игры, которые подготавливают мозг первоклашки к высоким интеллектуальным школьным нагрузкам.

В конце каждого дня обязательно поговорите с ребенком о его радостях и трудностях за прошедшие сутки, чтобы помочь справиться ему с эмоциональным напряжением и быть в курсе текущих дел. Попробуйте сделать это в форме «свечки», как в детском лагере, собравшись вместе в круг. Пусть это станет вашей доброй семейной традицией!

Воспитание ребенка – это тяжелый труд. Желаю вам больше любви и доброты в отношении с ребенком, больше веры в его силы и возможности, больше терпения и выдержки. Благодаря любви и поддержке родителей малыш обязательно сможет пройти этот нелегкий путь адаптации.

Татьяна Василюк, педагог-психолог