РЕБЁНОК С РАС

Как помочь развить самоконтроль поведения?

Расстройство аутистического спектра (РАС). Кто-то знает об этом вскользь, а кто-то не понаслышке. Особенный мир такого ребёнка до сих пор остаётся загадочным даже для самых грамотных специалистов.

Главная цель обучения и воспитания любого ребенка – развитие и формирование самостоятельности, что в том числе подразумевает и способность контролировать свое поведение.
Одна из особенностей детей с расстройством аутистического спектра – недостаточное развитие навыков саморегуляции, выраженное в сложности контролирования собственного поведения (подавления или поддержания), а также перенос желаемого поведения на другую среду. Многие из таких особенных ребят не реагируют в достаточной степени на происходящие вокруг ситуации, их поведение часто зависит от подсказок и внешних поощрений, предоставляемых взрослыми. Отсутствие навыков самоконтроля у детей с РАС часто выливается в проявление нежелательного поведения, что выражается в неспособности спокойно воспринимать отказ в желаемом, спокойно ждать, соглашаться на альтернативные предложения, что приводит к агрессивному или самоагрессивному поведению, функцией которого может быть и доступ к желаемому, и привлечение внимания, и отказ от требований.
Таким образом, мы понимаем, что навык самоконтроля – важный, но труднодостижимый для детей с расстройствами аутистического спектра. Но над этим можно и нужно работать. В кругу специалистов в области коррекционной педагогики, работающих с данным контингентом детей, я рассказываю о некоторых способах формирования навыка самоконтроля у детей с РАС. Родители таких дошкольников и школьников, обращаясь на индивидуальные консультации, тоже узнают и берут себе на заметку некоторые способы, подходящие их семье. Возможно, нижеописанные базовые методы, проверенные годами, помогут и вам, дорогие читатели, понять, каким образом можно идти по нелегкому пути обучения самоконтролю ребенка с расстройством аутистического спектра. Все методы адаптируются к конкретным детям под их потребности и индивидуальные возможности.

Метод «Визуальное расписание»

Подготавливаем цветные фотографии с изображением ребенка на занятиях и различных режимных моментах в течение дня. Затем фотографии закрепляются в хронологическом порядке. В течение дня ребенка подводим к визуальному расписанию, чтобы обеспечить предсказуемость дня для ребенка и показать, после какой деятельности ему можно будет заняться желаемым.

Метод «Жди». Формирование навыка спокойного ожидания желаемого предмета

Используется электронный таймер. Когда ребенок хочет заняться желаемой деятельностью, противопоставленной тому, что необходимо делать сейчас, отвечаем: «Хорошо, но надо подождать!» – и показываем заведенный таймер. По прошествии времени вербально подкрепляем желаемое поведение ребенка похвалой. Тренировку можно начинать от нескольких секунд/ минут (в зависимости от ребенка) и постепенно увеличивать продолжительность времени ожидания. Если время самостоятельного высиживания у ребенка минимально, то вместо таймера можно начать просто счетом: 1,2,3…

Метод «Самооценка»

Выбирается поведение, которое может отслеживать ребенок (например, сидеть за столом в учебной позе: сидеть на стуле, за столом, ноги на полу, спина прямая, руки на столе). Перед ребенком лежит лист самооценки, оформленный в виде фото ученика, хорошо сидящего за партой. Для самооценки рядом изображены красный крестик и зеленая галочка. После окончания периода по сигналу родителя или таймера ребенок отмечает в круг знак, обозначающий выполнение или невыполнение условия. Родитель делает то же самое, по окончании тренинга оценки сравниваются, при совпадении оценок ребенок получает приз – похвала/ предъявление любимого стимула (предмет, к которому имеется привязанность). Можно выбрать любое поведение, необходимое для формирования, по способностям ребенка.

Метод «Тайм-аут»

В случае возникновения нежелательного поведения (крики, укусы себя, попытки укусить взрослого) важно обеспечить безопасность ребенка и предотвратить самоповреждения или удары других. При этом делать это молча, стараться не смотреть в глаза, не делать замечаний, не предлагать подождать, не предлагать альтернативные развлечения. После 10-секундного интервала без проявлений нежелательного поведения ребенка подводят к визуальному расписанию и предлагают вернуться к выполняемой деятельности.

Метод «5 эмоций»

Совместно с ребенком создаем шкалу эмоций (рисунок прилагается), иллюстрируется она с помощью картинок с эмоцией и окрашиванием сектора настроения в соответствующие цвета
(1 – радуюсь, 2 – спокоен, 3 – грущу, 4 – нервничаю, 5 – злюсь). Регулярно обращаем внимание ребенка к данной шкале, обучаем, как работать с ней, чтобы сложилось понимание и привычка. В спокойные периоды также обучаем простым методам саморегуляции (дыхательное упражнение, разрывание бумаги и т.д.), регулярно отрабатываем способы саморелаксации в спокойном состоянии ребенка, чтобы при оценке 4 и 5 по шкале эмоций он мог применить их для саморегуляции своего состояния.

Развитие навыка спокойно реагировать на отказ в любимой деятельности

Вначале выстраиваем иерархию любимых занятий вашего ребенка. Выявляем высокомотивационную деятельность – то, что больше всего он любит (например, раскрашивание мультгероев); среднемотивационную – то, что нравится немного меньше (например, собирать пазлы), низкомотивационную – то, что ребенок предпочтет меньше всего (например, просмотр картинок в книгах).
Обучение начинаем со среднемотивационной деятельности (пазл). Когда остаются последние 1-2 детали, пазл меняется на другой пазл. Ребенка хвалим за спокойную реакцию при смене игры. После трех игр со спокойной реакцией ребенка на смену деятельности с одним предметом (пазл) меняем занятие на такое же среднемотивационное.
Через две недели спокойного реагирования переходим на следующий этап: когда ребенку надо переключиться с высокомотивационной деятельности (раскрашивание любимых мультгероев) на среднемотивационную (пазл), затем через две недели меняем высокомотивационную деятельность (раскрашивание) на низкомотивационную (просмотр картинок).
При правильной реакции всегда вербально поощряем ребенка.

Помните, уверенный настрой родителя и регулярные тренировки обязательно приведут вас к результату.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог
МАОУ «Школа № 18 для обучающихся
с ОВЗ»