(НЕ) ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК

«Ваш сын очень сообразительный мальчик, если бы не его невнимательность…» Такие отзывы о своих детях слышат многие родители.

Это действительно нелегкая задача для ребенка – учиться и не считать ворон. В чем причины невнимательности? Может ли родитель как-то помочь исправить ситуацию? Давайте попробуем разобраться.

Рассмотрим портрет невнимательного ребенка, он:

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
  • Кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
  • Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
  • Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  • Часто теряет необходимые вещи.
  • Легко отвлекается на посторонние объекты.
  • Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в детском саду, школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит, ребенку нужно помочь.

Причины недостаточного внимания

1) Болезненность ребенка.
К сожалению, некоторые дети имеют хронические заболевания или просто ослабленный иммунитет. Ребята, имеющие слабое здоровье, отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
2) Переутомление и перегрузки.
Помимо занятий в школе, родители отдают детей на всевозможные занятия. Конечно, из огромной любви хочется дать ребенку все, что возможно, хочется научить всему! Бассейн, английский, танцы, что-то еще… Весь день расписан. Задумайтесь: а есть ли у ребенка время просто поиграть, побыть наедине с собой, заняться «ничегонеделанием»? Именно это помогает разгрузить нервную систему от, да, полезных и важных, но сложных нагрузок. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
3) Синдром дефицита внимания.
Дети, имеющие подобный диагноз (устанавливается только врачом), отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Эти дети не могут находиться без движения долго, они отвлекаются чаще других на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и т. д.). От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
4) Мышечное напряжение.
Любые занятия должны иметь определенную структуру, учитывающую психофизиологические особенности ребенка: переключение внимания на разные динамические/нединамические виды деятельности, физкультминутки, гимнастика для глаз. Это не пустая трата времени, а телесная необходимость. В занятиях поочередно заданиями нужно включать и правое, и левое полушарие: если заниматься только счетом без переключения на игры с визуальным подкреплением, то одно из полушарий перегрузится, и мозг априори не сможет работать гармонично. Если не проводить физическую разминку, то мышечное напряжение в спине ребенка не даст его мозгу соображать – все внимание будет направлено на поиск наиболее удобной позы (а значит, лежание на парте, болтание ногами, размахивание руками над партами соседей).

Как помочь?

Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Для этого необходимо приложить немало усилий как со стороны родителей, так и со стороны самого малыша.

1) Основа основ – строгий распорядок дня.
Чем четче рамки, тем проще справляться с ними нервной системе. Грамотно распределите время как на занятия, так и на отдых. Обеспечьте не менее двух часов времяпровождения на свежем воздухе и достаточную физическую активность.
2) Не нагружайте сразу несколькими заданиями.
Пусть медленно, но последовательно ребенок выполняет каждое. Сложные задачи лучше разбить на несколько простых, так как далекая и сложная цель часто пугает ребенка и у него просто нет возможности сосредоточиться.
3) Акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках.
Хвалите его, если он что-то правильно сделал.
4) Важно сбалансировать рацион ребенка.
В нем должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.
5) Развивайте внимание в игровой форме с помощью различных игр и упражнений, направленных на тренировку различных свойств внимания:

– Увеличение объема внимания (умение держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию).

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Пример: выставили три игрушки или картинки с предметами, дали время на запоминание, поменяли порядок/заменили один предмет, пока ребенок закрыл глаза. Его задача в том, чтобы заметить изменения и озвучить их. Постепенно количество предметов нужно увеличивать.

– Развитие концентрации внимания (умение сосредоточенно и не отвлекаясь работать над заданием).

Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы (картинки) в печатном тексте (см. рис.).

Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.
Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др. Замечательно с задачей справляется легкая в использовании развивающая игра «Доббль», в которой ребенку необходимо найти одинаковую на двух карточках картинку среди множества других.

– Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел).

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (выполнение корректурного задания и прослушивание аудиосказки, отбивать мяч от пола и рассказывать стих и т. д).

– Развитие навыка переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен по договоренности отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если произошла ошибка, повторите задание снова.
С проблемой невнимательности не только можно, но и нужно бороться. Не стоит оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. Главное – не ругать и не наказывать свое чадо. Его нужно любить и уважать, а также помочь совместными усилиями справиться с проблемой.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог