УСЛОВНО ДОСТУПНАЯ

Акция по проверке доступности и комфортности городской среды для инвалидов выявила серьёзные нарушения. Ежегодный рейд Пермской краевой организации ВОИ в Международный день защиты прав инвалидов – 5 мая – проходит в разных локациях краевого центра. Участие в нем принимают как инвалиды в креслах-колясках, так и другие активисты и сотрудники общества.

На помощь инвалиду вышла женщина-водитель

В десять утра собираемся вместе и обсуждаем маршруты. Председатель организации Надежда Романова распределяет участников по группам и выдает зеленые галстуки – символ зеленого света для людей с физическими ограничениями. Я попадаю в группу, отправляющуюся в деревню Кондратово. В составе группы инвалид в кресле-коляске Инна Денисова.

Первое, что делаем по приезде на место, – пытаемся пройти, а Инна Денисова проехать на инвалидной коляске к местному отделению «Поч­ты России». По пути на почту узкие тротуары и незаниженные бордюры. Кое-где тротуаров нет вовсе, коляска с трудом движется по покрытой щербленым асфальтом проезжей части. В офис почтового отделения попасть не смогли – три высокие ступеньки и никаких намеков на пандус.

Что ж, наш путь теперь на автобусную остановку, где на 120-м маршруте мы отправимся в жилищный комплекс «Медовый». Дорогу к остановке пересекать приходится по диагонали, так как на пешеходном переходе высокий бордюрный камень – коляска тут не про­едет. На остановке читаю надпись: «Адовое кольцо». Не верю глазам. Смещаю голову вправо и нахожу невидимую из-за опоры букву «с» – кольцо оказалось «Садовым».

Подходит автобус. Инна Денисова собирается нажать на кнопку вызова водителя на борту транспорта, но этого и не требуется. К ней уже спешит одетая в белую блузку и темный жилет водитель-женщина. Вежливо здоровается и быстро откидывает пандус. Затем встает сзади коляски и помогает въехать в салон. После чего, поставив коляску на специально отведенное для нее место, садится за руль. Автобус трогается. По приезде на конечную остановку – комплекс «Медовый» водитель проделывает всю процедуру в обратном порядке. Впечатления самые положительные.

Возле автобусной остановки пешеходный переход. С одним бордюром возле него коляска справляется, а вот на другой заехать не может – слишком высокий. Приходится помогать.

Следующий сюрприз – парковка для инвалидов возле жилого дома по адресу: улица Артемьевская, 2в+. Въехать с парковки на тротуар на коляске не представляется возможным – высокий бордюрный камень. Коляска делает большой крюк по проезжей части. Хорошо, нет машин.
Зато в подъезд попасть можно без всяких проблем – пологий длинный пандус и вход практически на уровне асфальта.

Движемся дальше. И вот заехать на тротуар с пешеходного перехода снова не представляется возможным – высокий бордюр около тридцати сантиметров.
Далее пробуем подняться в подъезд по двум круто идущим вверх прямо по ступеням рельсам-швеллерам. Надежда Романова тут же дает ремарку о том, что швеллеры для использования таким образом давно запрещены. И верно – колеса инвалидной коляски даже не попадают на «рельсы» – разная ширина.
Впрочем, у подъезда магазина-пекарни не было даже швеллеров. Как подняться наверх инвалидам в креслах-колясках – непонятно. Видимо, никак.
На узких тротуарах металлические покрытия водостоков сильно продавлены, проехать на коляске довольно трудно.

В зоомагазин «Хвостатый полосатый» рельсы-швеллеры шли также круто вверх прямо поверх ступеней. Подняться, а равно спуститься по ним нереально. Зачем и для кого их сделали? Вопрос. Зато в магазин «Магнит» по улице Красавинской, 4а заехать на коляске удалось без проблем.

Возле входа в аптеку рядом с крутыми ступенями техническое устройство – лифт-подъемник для инвалидных колясок. Несмотря на отчаянные попытки воспользоваться устройством, оно не подает признаков жизни. Заходим в аптеку и спрашиваем у продавца, почему не работает подъемник. Она пожимает плечами. Не знает.

А вот вход в «Медовый продуктовый» выполнен по всем правилам. Пологий длинный пандус рядом со ступенями лестницы.

В доме неподалеку у входов в подъезды тоже подъемники для колясок. Пробуем все. Не работает ни один. Жмем на кнопку вызова диспетчера. Та отвечает, принимает сообщение и обещает перезвонить. Не перезванивает. Без пандусов и «Мясная лавка» на Красавинской, 10. Зато в подъезд за углом пандус вполне приличный.

Что ж, едем обратно на остановку. Подходит автобус. Инна Денисова нажимает на кнопку вызова водителя, но реакции нет. Пандус автобуса открывают пассажиры – молодые ребята. Они же и выносят коляску с Инной Денисовой из автобуса на нужной остановке. Водитель на наличие в автобусе инвалида в коляске не реагирует от слова «совсем».

Следующий пункт нашего путешествия – офис Сбербанка. Он на все Кондратово один.

У офиса Сбербанка в Кондратово

Восемь крутых ступеней вверх. Нет никаких намеков на лифт для колясок или на пандус. Внутри офиса тоже крутые ступеньки. По нашей просьбе выходит сотрудница банка. Объясняет, что инвалидов в кресле-коляске при необходимости заносят внутрь другие клиенты банка.
Недоступными для инвалидов в колясках оказываются и местная администрация, и участковый пункт полиции номер 3, тоже единственный на деревню.

Инна Денисова:
– В коляске я с 2012 года. Психологически, что произошло, я не осознавала тогда. Это я сейчас все понимаю. Сперва мне казалось, что я в каком-то панцире нахожусь, что даже знакомые люди меня не узнают. Вот идет знакомый человек, а я в коляске, как в шапке-невидимке, меня просто не замечают. А страха или комплексов по поводу того, что я теперь в коляске, у меня не было.
Интересно, что хотят помочь – поднять в автобус или помочь преодолеть какое-то препятствие – именно посторонние люди. А что касается помощи тех, кто, казалось бы, должен был это делать, вот с этим сложнее. Комиссию ждешь, чтобы инвалидность дали, получить коляску и прочие бюрократические моменты – вот это было самое сложное в первое время.
К сожалению, реальность такова, что за последние пару лет ситуация с помощью инвалидам становится только хуже. Никто в глаза не говорит, что «вы нам не нужны» или что-нибудь в этом роде. Все говорят, мол, вам выделяются средства. Или начинают перенаправлять с одной инстанции в другую. Дескать, это не в нашей компетенции, обращайтесь туда-то. А люди, которые «на ногах», они просто перешагнули, например, через бордюр и даже не поняли, в чем проблема. А тот, кто имеет эти ограничения физические, они с трудностями подобного рода сталкиваются, и очень много.
Мне кажется, что молодым людям легче пережить переход к инвалидности, чем людям в возрасте. Они быстрее и легче могут найти информацию о том, как жить при таких обстоятельствах – от друзей или из интернета. Возрастным людям и с этим бывает трудно.
Насчет случившегося сегодня в автобусе. Если честно, я с такой ситуацией столкнулась впервые. Я довольно часто пользуюсь автобусами, но чтобы водитель вот так проигнорировал человека в коляске, это со мной в первый раз. Я даже не знаю, что думать, что с ним такое случилось. Хорошо, что другие пассажиры спрашивают, нужно ли мне помочь. И вот сегодня была ровно такая ситуация – молодые парни взяли меня на руки и вынесли из автобуса вместе с коляской. В то время как водитель даже головы не повернул. Вот это меня шокирует. Я не знаю, что с ним такое. Ну как… бывает, может, у него у самого проблемы.

Алиса ЛИСИЦЫНА