ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Как найти точки пересечения чиновников, водителей, строителей с людьми, чьи физические возможности ограничены?

Пандус обратной стороной

Повторение, как говорится, – мать учения. Поэтому Пермская краевая организация ВОИ снова и снова повторяет свои проверки доступности городской среды в Международный день защиты прав инвалидов. В первую очередь – как водители городских маршрутов справляются с задачей перевоза в салоне пассажира с инвалидностью.
5 мая мы ждали пермский автобус 54-го маршрута, на котором человек с инвалидностью может доехать до госпиталя ветеранов ВОВ и центра реабилитации инвалидов на ул. Встречной. Автобусы на этом маршруте двухдверные, аппарель съемная, размещена на задней площадке у задней стенки. Водитель должен уложить ее, чтобы в салон зашел пассажир на инваколяске.

Участник акции Виктор Колобов нажимает на кнопку оповещения водителя у задних дверей. Но тот закрывает двери, «не заметив» особого пассажира на инваколяске. Вот этого мы не ожидали. Сотрудник департамента дорог и транспорта администрации г. Перми Шафига Насибова стучит в лобовое стекло: «Открывайте!» Недовольный водитель выходит, снимает аппарель и укладывает ее изнанкой вверх. Виктор подсказывает, как ее нужно правильно пристроить, сам заходит в салон. Затем водитель складывает аппарель и приставляет к ступеньке так, что любой пассажир может задеть ее ногой, спускаясь на площадку.
– И опустить ограждающий поручень он также забыл, – говорит Виктор. – Ремнем такой вид автобуса не оборудован. Поставим только один плюсик за то, что спросил, до какой остановки.
На выходе водитель уже правильно уложил аппарель, но потом опять небрежно сунул ее к ступенькам, а не привинтил у задней стенки. На наш вопрос, когда вернет на место, крикнул на ходу, что на конце маршрута. Возможно, нервничал, что выбился из графика. Но ведь он больше потерял времени на укладку аппарели. Очевидно, что прежде не имел с ней дела. Как будто ему это «параллельно»…
Транспортные контролеры департамента дорог и транспорта администрации Перми, которые тоже приняли участие в акции, посчитали, что есть все основания для протокола на водителя.
– Я думаю, что претензии нужно предъявлять не к водителю, – считает Виктор Колобов, – работодатель мог обучить его некачественно. А ведь именно с последним заключен договор на обслуживание маршрута, это его зона ответственности.

В низкопольном автобусе № 50 с тремя дверями водитель проворно опустил аппарель, но забыл закрепить Виктора ремнем на месте для колясочника. Однако был вполне корректен и дружелюбен.
В автобусе маршрута № 49, который идет через центр города в отдаленный микрорайон Заозерье, водитель тоже выполнил половину стандарта по посадке участника акции, директора Ресурсно-информационного центра «Доступная среда» Натали Широковой: откинул аппарель, а дальше уж – как знаете. На высадке негостеприимно упрекнул, что из-за таких вот пассажиров выбивается из графика. Ставим минус этому автоперевозчику.

– Мы регулярно проверяем автобусы с нашими ребятами-колясочниками. Положительная динамика в целом есть, – комментирует председатель ПКО ВОИ Надежда Романова. – Водители на маршрутах по центру Перми в основном уже знают алгоритм. В этот раз мы решили испытать двухдверные автобусы и те, что идут в отдаленные районы. Всего проверили шесть городских маршрутов, но, увы, справились на пятерку не все. Не везде действуют кнопки оповещения водителя. Будем работать дальше – заявляем о недочетах, просим устранить нарушения, обращаемся в надзорные органы.

Парковки в центре – еле уцелеешь

Новые парковки по ул. Ленина вызвался проверить председатель Ленинской организации ВОИ Сергей Екименко. Но их параллельная потоку машин конфигурация, мягко говоря, только расстроила. «Карманы» для автомобилей по четной стороне вдоль проезжей части делают высадку водителя, которому еще и нужно пересесть на инваколяску, весьма опасной. Чтобы попасть на тротуар, нужно пройти по проезжей части навстречу потоку машин, а потом преодолеть бордюры. По нечетной стороне «карманы» оборудованы на отрезке от ул. Попова до Куйбышева, но навигации по четной стороне, что ими можно воспользоваться, пока нет.

– Раньше мы с департаментом дорог и транспорта администрации города отмечали, где необходимо сделать парковки для инвалидов, но в прошлом году с нами не согласовывался проект реконструкции, да еще убрали те парковки, которые были условно доступными для инвалидов. А сейчас они вообще не доступны! – так комментирует эту проблему Надежда Романова. – И это при том, что мы всегда готовы оказать экспертную помощь.

Как оказалось, ремонт ул. Ленина ведет МКУ «Благоустройство Ленинского района». Однако начальник отдела по благоустройству администрации Ленинского района Андрей Коротков ответил так:
– Наше муниципальное предприятие всего лишь выполняет заказ МКУ «Пермская дирекция дорожного движения». Авторы проекта – МБУ «Пермский институт территориального развития».

Постскриптум

Мы не намерены оставлять эту проблему с парковками. Во всяком случае, настаиваем на встрече с заказчиками и исполнителями муниципального заказа. На реконструкцию затрачивают бюджетные средства на парковки, да еще в центре города, которые не отвечают принципам доступности. Странно, что власти все еще идут «параллельно» маломобильным горожанам. Хотя на словах «точки пересечения давно найдены».
Мария Любимова
Фото автора