ИСЦЕЛЕНИЕ ТАНЦЕМ

Обо мне

У меня ДЦП. Около 10 лет занимаюсь движением и танцем.
Практикую сама и занимаюсь в больших группах с обычными, здоровыми людьми.
Училась у педагогов из России (Москва, Петербург, Ижевск), Австрии и Америки. Имею 350 часов двигательного опыта и практики.
В данное время обу­чаюсь на 2-м курсе по интегральному танцу и двигательной терапии у Александра Гиршона.
Веду занятия в инклюзивном театре «МногоТОЧие».
Веду группы двигательных практик для людей с ОВЗ разного возраста в Перми и онлайн.

Елена Чудинова (справа) и Светлана Шергина. Импровизация в парах. Соревнование Большого кубка «Inclusive Dance – 2021»

От мечты к реальности

Всегда мечтала научиться танцевать. Выучить движения вальса и попробовать танцевать в паре. И очень хотела научить тело быть более пластичным и красивым. Не только в танце, но и при обычной ходьбе. Точно знаю, что жизнь всегда открывает возможности для реализации мечт и желаний. Если ты действительно этого хочешь и делаешь маленькие шаги.

В моей жизни было много танцевальных историй. Благодарю всех педагогов, мастеров и просто обычных людей, которые позволили мне быть и проявляться в танце. Сегодня я танцую, веду занятия в инклюзивном театре «МногоТОЧие» и группы двигательных практик для людей с ОВЗ разного возраста в Перми и онлайн.

Иногда, достаточно часто, меня спрашивают: «Как ты танцуешь? Ты ходить-то толком не можешь…»
Если честно, я не знаю ответа. Чувствую только, что когда двигаюсь (при этом нужно отключить голову и забыть, что у тебя ДЦП), то включается какое-то другое тело. Не то, которым пользуюсь при ходьбе. Один из моих педагогов назвал его «телом танца». Думаю, что оно есть у каждого человека. Стоит только его обнаружить и научиться пользоваться.
Так движение становится исцеляющим лучше любого лекарства. Особенно для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Впрочем, и для остальных тоже.
Поделюсь с вами некоторыми историями из моей жизни, частью моего пути.

Детство

По рассказам мамы, танцевать я начала раньше, чем ходить… Ходить с помощью взрослых я могла только годам к шести. А танцевала вместе с другими детьми и взрослыми на семейных праздниках всегда. Хотя особых танцев у меня, конечно, не получалось… Тогда я не задумывалась об этом и была счастлива, держась за руки взрослых и высоко подпрыгивая в такт музыки!

Любимыми мелодиями были «Летка-енка», «Королева красоты» и «Песенка о медведях».

По несколько раз смотрела в Пермском оперном «Щелкунчика», «Лебединое озеро», «Золушку». Знала весь балетный репертуар театра. Мое тело реагировало, отзывалось и словно впитывало в себя эти красивые движения и музыку.

Любила смотреть, как двигаются и танцуют другие люди. Особенно на природе. Это что-то особенное, волшебное, завораживающее. Пройдет много лет, и в моей жизни снова появится танец.

В поисках вдохновения

Так назывался первый танцевальный тренинг, участницей которого я стала в 2016 году.
Мне никто не создавал никаких специальных условий. Я просто приходила туда, где танцуют обычные, здоровые люди и начинала двигаться вместе с ними. Мария Шудра, телесный психолог, ведущая тренинга, ответила мне: «Да! Конечно, можно» и стала моим проводником в мир танца и движения. До сих пор помню состояние нового ресурса и особенной благодарности к своему телу, которое родилось тогда на занятиях.

Потом был тренинг «Здравствуй, я — твое тело». Снова была возможность двигаться вместе с обычными, здоровыми людьми. Мы прислушивались к импульсам тела, знакомились со своей телесностью, слушали «послания тела». Много работали в парах. Именно тогда я поняла, что тело ограничено ДЦП только снаружи. Внутри каждого тела, даже в самых тяжелых случаях, есть огромный ресурс.

Главное – каждый день уделять внимание телу, оживлять его движением.

Далее было много разных встреч с педагогами и мастерами. И с самой собой через движение. Много телесной практики и учебы. Для меня было ценно погружаться в глубины тела, изучать его отклик и пластику, расширять возможности тела через движение.

На сцене

Никогда не думала, что буду выступать на сцене. Моя мечта происходила из самого сердца, и поэтому много разных людей – моих учителей, друзей и даже незнакомых людей из разных городов — помогали мне проявляться в движении и танце.

Миниатюра «Крылья моей души» — первая инклюзивная постановка в стиле фламенко — была подготовлена педагогом Марией Черненко и исполнена коллективом Школы фламенко впервые в 2020 году на Всероссийском фестивале инклюзивных пластических спектаклей «Перекрестки» в Суздале. Выступление получило высшую оценку строгого жюри – 1-е место. Позже было представлено в Перми на фестивале FlamenkoWeekend. Я не помню волнения, помню только состояние полета и какого-то особенного счастья. Именно тогда, на сцене, я поняла, что хочу не только танцевать сама, но и помогать другим людям находить свой танец.

Танец как призвание

Очень верю, что мое призвание есть танец и движение. Кто-то назовет это чудом или парадоксом.

Человек, который плохо двигается, ведет двигательную практику для других? Для тех, у кого ОВЗ или даже для людей здоровых. Да, я это делаю. Для меня это путь к тому, что я люблю. Для меня танец — это ресурс. Танец – это особенное состояние души и тела.

Двигательная практика помогает замечать тело и дыхание, давать телу внимание. Работа с телом станет исследованием, ресурсом и просто удовольствием. И тело обязательно даст вам ответ. Вы увидите, как улучшится ваше настроение, появится больше энергии и исчезнет напряжение.

В движении вы можете позволить себе сделать то, что вы никогда не проявляли. Лететь, кружиться, подпрыгивать… В движении можно увидеть и прожить весь спектр чувств: нежность, печаль, агрессию, любовь…

Заметила, что чем больше двигаюсь в спонтанном движении или в танце, тем большие ресурсы тела открываются мне. Учусь новым движениям, учусь более внимательно слышать тело. Становлюсь более пластичной и выразительной. Уходят зажимы. Внутри рождается состояние радости и какой-то особенной волны благодарности. И эта энергия, рождающаяся внутри тела, начинает тебя держать снаружи! И я уже не падаю, мое равновесие и устойчивость становятся другими. И в этом состоянии я действительно могу танцевать. Я испытывала это не однажды.

«Когда мы танцуем, в мире становится больше радости», – говорил писатель Макс Фрай. И это действительно так.

Елена Чудинова