СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

«Дети – это цветы жизни» – так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым. Специалисты считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Сегодня все больше внимания уделяется роли семьи в психологическом здоровье детей. Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей, физически ослабленных от рождения, у возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций.

Так на что же нужно обратить внимание родителю в воспитании своего ребенка, чтобы суметь сохранить его психологическое здоровье?

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоцио­нальный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие как детей, так и взрослых.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, ее широкие контакты, доброжелательность и спокойное решение возникающих проблем. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет. Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

Взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания, применяют метод запретов. А ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет: «нельзя», «не разговаривай», «не ерзай».
Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который в особенности у детей с ОВЗ очень слаб. Процесс желания «действовать» наталкивается на торможение процесса «активности». Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием – запрет приобретает характер психотравмы, рождается конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникают или истеричность, крики, плач, или замкнутость и агрессивность. Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр». Предложения и просьбы взрослым стоит произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон, вежливая просьба, контакт «глаза в глаза».

Конечно, при необходимости детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей. Но самое эффективное средство – огорчение родителя. Выразив свое несогласие с поступком, проявив глубокое огорчение, родитель сможет достучаться до внутреннего самоконтроля ребенка. Если с помощью криков и угроз ребенок будет контролировать себя только в тот момент, когда родитель рядом, то при воздействии родительского огорчения самоконтроль будет проявляться не только в присутствии взрослых, но и на расстоянии.

Неврозы возникают иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, что смотрит ребенок, в какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и ни в коем случае не устрашающими.
Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. А рядом играют дети и смотрят все подряд. Однако что и в каких количествах льется на сознание детей из современного экрана – никому объяснять не надо.

Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери. Даже если так произошло, ни в коем случае нельзя понижать авторитет второго родителя. Никакие нелицеприятные реплики не должны следовать в адрес мамы или папы при ребенке.

Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

Хотелось бы поделиться следующими рекомендациями, помогающими сохранить психологическое здоровье ребенка:

1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть – принимая, мы создаем дорожку к развитию, а выдвигая неадекватные возможностям ребенка требования – тормозим способность развиваться. Не акцентируйте внимание на физических особенностях ребенка.

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, подмечайте успехи в делах, хорошее поведение, а не акцентируйте свое внимание на неправильных поступках. Контролируйте себя.

3. Активно выслушивайте детские переживания и потребности, не используйте фразы, обесценивающие чувства: «Из-за такой ерунды переживать?», «Да это же пустяк какой-то».

4. Будьте не рядом с ребенком, а вместе с ним – важно качество проведенного времени родителя с ребенком. Намного полезнее полчаса в день позаниматься развивающими заданиями и настольными играми, чем целый день общаться по телефону с друзьями, но сидя рядом с самостоятельно играющим ребенком.

5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется. Обязательно оказывайте помощь, но только когда ребенок сам этого просит.

6. Успехи ребенка сравнивайте только с его же предыдущими достижениями, но ни в коем случае не с другими детьми.

7. Даже на эмоциях старайтесь не использовать фразы, дающие ребенку отрицательные шаблоны представлений о себе: «Руки-крюки», «Не реви, тряпка», «Сейчас опять все сломаешь, дай я сама!».

8. Делитесь своими чувствами, учите ребенка понимать и проговаривать его чувства.

9. Справедливо разрешайте конфликты.

10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать вашу любовь и ласку. Тактильный и эмоциональный контакт – самое важное для любого человека! Без них гармоничное психическое развитие личности невозможно.

Я верю, что любящие родители смогут внедрить в жизнь своей семьи эти важные правила. И тогда психологическому здоровью ваших детей ничего не будет угрожать.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»