НАУЧИТЕ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ

Не секрет, что для развития коммуникативных навыков ребёнку важен опыт общения. Чем шире этот опыт и разнообразнее взаимодействие, тем лучше проходит социализация.
Один ребенок легко и с удовольствием заводит новые знакомства, а другой сидит в сторонке, пока остальные дети играют. Можно ли научить ребенка дружить? Насколько это важно? Вдвойне это актуально для детей с особенностями развития, и родители таких ребят часто задаются вопросами, как их детям расширить границы коммуникации?

Собственный пример

Учить ребенка дружбе, как и другим навыкам, лучше всего на собственном примере. У вас самих есть друзья? А дети видят, как вы общаетесь? Часто они понятия об этом не имеют, ведь встречи проходят без них.
Если у вас большой круг общения, который ребенок наблюдает, и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастет общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.

Занятия по интересам

Не стоит сильно надеяться, например, на детский сад: во-первых, там всегда группа, а детям важно научиться взаимодействовать по двое-трое человек. Во-вторых, это случайно собранная компания, а чем старше дети, тем важнее для них общение по интересам. Попробуйте записать ребенка в творческий или спортивный кружок, конечно, посильный его потенциальным возможностям.

Проигрывание ситуаций

Моделируйте разные ситуации с помощью игрушек. Например, с любимой куклой Катей никто не хочет дружить, ей обидно. Но что она может сделать? Машинка Макс только что нашла нового друга. Какие правила дружбы бывают? Что делать, если произошла ссора, как извиняться и мириться? Уступки, помощь, игры, доверие и многое другое. Расскажите о том, что означает понятие «дружба», как ведут себя друзья, что такое хороший друг.

Обсуждение мультфильмов

Посмотрите с ребенком мультфильмы о дружбе, например, «Трям! Здравствуйте!», «Приключение пингвиненка Лоло», «Ежик и медвежонок», «Крошка Енот». Но просто просмотр не принесет результатов. Важно с ребенком обсудить увиденное и помочь сделать выводы.

Интерес к окружающим

Научите ребенка интересоваться другими людьми. Спрашивайте его о друзьях: чем они интересуются, чем любят заниматься. Придумайте с ребенком задание для него, например, узнать у двух одноклассников, как они проводят время дома с родителями, занимаются ли они в каком-то кружке. Можно начинать с близких людей: узнать у бабушки любимое блюдо, у дедушки – любимый фильм.

Дать ребёнку право выбора

Позволяйте ребенку взаимодействовать с разными детьми, не ограничивайте его только узким кругом «хороших» детей, но будьте рядом для безопасности и поддержки. Благодаря взаимодействию со сверстниками дети начинают ориентироваться и понимать разницу в поведении: что значит, например, задираться, быть драчуном, что такое быть дружелюбным и договариваться.

Общение с домашними животными

Домашние животные часто становятся самыми первыми друзьями детей и уже могут научить их многому. Если у вас есть домашний питомец, привлекайте ребенка к заботе о нем, к тренировкам и прогулкам. Уход за домашним питомцем прививает ребенку умение заботиться и уже учит коммуницировать. А также маленькие друзья человека стимулируют развитие эмоционального интеллекта, так необходимого в общении!

Развивать эмоциональный интеллект

Всегда между детьми, которые только учатся общаться, происходят конфликтные ситуации из-за того, что они не умеют правильно выражать свои чувства. Часто умение ребенка сказать фразы: «Мне так не нравится», «От этого мне обидно» помогает собеседнику понять чувства нового друга и не давать продолжения конфликту. Если малыш и сам будет понимать, какие его действия могут привести к обиде, то и ссориться ему не захочется. Например, объясняем, что вырывание желаемой игрушки из рук друга точно его разозлит и обидит, нужно поменяться или вежливо попросить. Умение корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает выработать навык сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»