Здоровье семьи – здоровье нации

СОЦИАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕРЕСОВ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ


В основе любой государственной политики, если государство желает развиваться, должна быть политика поддержки семьи и детства. Такого рода конференции позволяют обозначить не только определенные успехи и достижения, но и проблемы, которые нам предстоит решать всем вместе. 

Проблемы как физического, так и социального и психического здоровья – это проблемы не только здравоохранения, но и образования, и социальной защиты и т. д., но недооценивать роль здравоохранения в социальном здоровье мы, разумеется, не можем.

Конвенция о правах ребенка, которая ратифицирована нашей страной 22 года назад,  строится на очень важном принципе – наилучшего обеспечения интересов ребенка. Но вместе с тем Конвенция, налагая определенные обязанности на государство, основной акцент делает на обязанность родителей по созданию возможностей для реализации основных прав ребенка, в защите прав своих детей, а также ответственности родителей, которые имеют приоритетное право воспитывать своих детей, за их благополучие.

Российская Федерация последовательно, на протяжении особенно последних лет, выстраивает государственную политику в интересах семьи и детства. С 2007 г. с целью исправления демографической ситуации у нас введена такая мера господдержки, как материнский капитал. 2011 год прошел как год активизации госполитики в интересах детей – год, когда выполнялись очень четкие и конкретные поручения, сформулированные президентом РФ. Появились новые формы государственной поддержки семей – это и предоставление земли многодетным семьям, и учреждение регионального материнского капитала и иных мер. Был учрежден в Пермском крае почетный знак «За достойное воспитание детей» родителям, воспитавшим достойно 5 и более детей, с вручением региональной премии в размере 100 тыс. рублей.

Вместе с тем мы видим и печальную статистику. Из 16 тыс. многодетных семей Пермского края 85% признаны малоимущими. С каждым годом этот процент растет. Они получают господдержку, но требуется искать новые подходы по оказанию этой поддержки. Несмотря на принимаемые меры по улучшению демографической ситуации, в крае продолжает сохраняться тенденция по уменьшению численности населения как взрослого, так и детского. В 2010 г. численность населения в целом составляла 2 640 000 человек, в 2012 году – 2 633 000. Детское население снизилось также: 2010 год – 528 845 детей, на 2012 год – 514 944. В то же время в ряде субъектов Федерации происходит значительный рост.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это смертность детей. На протяжении трех последних лет в абсолютных показателях она уменьшается. Но с учетом снижения общего количества детей относительный показатель по смертности в структуре детского населения у нас растет.

В 2011 г. наметилась устойчивая положительная тенденция снижения количества детских суицидов – 24 случая (2010 год – 34 ребенка закончили жизнь самоубийством).  Анализ позволяет нам разрушить социальные мифы, которые бытуют в обществе. Из 24 подростков 15 детей проживали в благополучных семьях, которые ни на каких учетах нигде не состояли.

Еще один важный показатель социального здоровья – это браки и разводы. К сожалению, тенденция, когда каждый второй брак распадается, продолжает сохраняться. В 2011 г. было заключено 25 963 брака, а 11 322 брака в том же году распались.

Без современных подходов к половому воспитанию детей мы дальше с вами будем пожинать те итоги, которые имеем. Мы должны уметь говорить с детьми профессионально, откровенно, с учетом возрастных особенностей об их половом взрослении, о сексуальной культуре и т.д.  Это не растление, а нормальный процесс воспитания – профилактическая мера по защите социального, физического и психического здоровья детей.

Еще одна тревожная тенденция – у нас выросло количество сирот по причине смерти родителей.

В большинстве случаев отсутствуют межведомственный подход, межведомственная координация и активное участие как самой семьи, так и некоммерческих, гражданских организаций по выходу семьи из трудной жизненной ситуации. Поэтому один из выходов – и губернатор Пермского края уже дал соответствующее поручение Правительству края – преодоление межведомственного разобщения по работе с семьей и детьми путем подготовки и принятия закона Пермского края «О профилактике детского и семейного неблагополучия в Пермском крае». Поручение было сформировано, и до 1 января 2013 г. Закон должен быть принят.

На наш взгляд, очень важно изменить сам вектор социальной политики в отношении семей и детей. Он должен быть еще более адресным, а не категорийным. Соцзащита направлена на те или иные категории: дети-инвалиды, дети-сироты, дети из многодетных семей, малоимущих и т. д. В то же самое время мы должны работать индивидуально и адресно подходить в каждом конкретном случае.

Необходимо заключать государственный социальный контракт с семьей, в котором должны быть прописаны обязательства каждой стороны, в том числе обязательства семьи за результат социальной поддержки, получаемой от государства.
П. В. МИКОВ (из выступления на межрегиональной конференции «Здоровье семьи – здоровье нации»)