В кругу друзей – круг идей

Обычно с понятиями «семинар», «учеба» моментально связываются «скукота» и «спать хочется». Ничего подобного не произошло на семинаре председателей местных организаций Пермской краевой общественной организации ВОИ, который состоялся в Перми в конце декабря 2011 г.

Понятия, которые являются неотъемлемой составляющей деятельности руководителя организации, ведущими не вдалбливались или надиктовывались. К ним подходили сообща, игровым методом, в форме ответов на предлагаемые ситуативные обстоятельства, собирая от участников по конкретному предложению в общее «лукошко» — развешанные плакаты. Тем самым каждый становился свидетелем создаваемой всеми сообща картины. А сами картины являли собой разные грани необходимых условий для успешного осуществления поставленных задач, для просветительской деятельности внутри самой организации и умения направить ее в нужное русло; наконец, для психологического настроя в работе с каждым членом МО.

Чтобы конкретизировать составляющие поставленных семинаром задач, нужно просто увидеть и представить все так, как происходило на деле, не вдаваясь в подробности ведения «уроков».
Прежде всего ведущие семинар озвучили «правила работы»: уважать других, слышать друг друга, ценить время, не опаздывать. И преподаватели, и ученики сидели кружком, не дышали друг другу в затылок, все на виду, и все задействованы — круговой волной задание захватывало каждого, так что разорвать цепочку никак не представлялось возможным. Для разрядки и снятия напряжения или усталости в ход шли шутки и игровые моменты. Именно из этих самых моментов как вывод складывались ответы на следующие за игрой вопросы, как-то: выяснение единомышленников, принципы подходов к постановке заданий и их исполнению и т. п. А всего-то ничего и требовалось: в игровой форме в предлагаемых обстоятельствах сделать свой моментальный выбор. Тем самым участник получал возможность посмотреть на себя как бы со стороны, на свои принципы и свою способность анализировать, делать выводы и находить соратников в своем же коллективе. И как результат следовали выводы самих «семинаристов».
К примеру: определяясь в таких категориях, как «неотъемлемые качества руководителя», а в целом команды, обозначился внушительный перечень черт и свойств: взаимовыручка, взаимозаменяемость, ответственность, уважение друг к другу, отзывчивость, деликатность, бескорыстие, дисциплина, тесный контакт внутри команды, коммуникабельность. Члены другой команды дополняли этот список, а затем следовало резюме организаторов: именно все это и должно составлять суть и обеспечивать успех в работе организации.
— Если всем кругом и каждый в отдельности будет обладать этими качествами, то справимся с нашей трудной, а подчас, кажется, и невыполнимой работой, — заключила отвечающая на «задание» председатель Добрянской МО Е. П. Елесина.
— Да горы свернем, — отреагировал другой участник под аплодисменты как знак согласия и поддержки.
Следующее задание — «Что помогает поддерживать порядок и структуру?» — после предварительного обсуждения группой образовавшихся единомышленников получило конкретные выводы, озвученные другим участником семинара — председателем Березниковской организации Г. П. Котлячковой:
— Наша группа определила нормы и правила существования продуктивной команды. Все должно начинаться с составления конкретного плана работы. Затем должны следовать коллективное обсуждение и принятие решений, четкость и ответственность в их выполнении, взаимодействие с органами власти, партнерские отношения со всеми общественными организациями и спонсорами, оказание методической помощи в форме проведения учебы, наконец, умение зарабатывать и выживать, то есть умение писать проекты, гранты, участвовать в конкурсах, акциях, где можно заработать деньги. Непременно при этом использование как основы в отстаивании своих прав законодательной базы.
Другая группа «семинаристов» — и дополнительные данные в понимание успешности работы команды, которые изложила председатель Свердловской РОИ ПКО ВОИ А. Д. Федоренко. В основе, по оценке ее группы, лежит составление подробного банка данных о членах своей организации, чтобы можно было целенаправленно структурировать всю работу. Не только статистика по возрасту, заболеваниям, но и по интересам, увлечениям, талантам, специальностям, потребностям, нуждаемости в том или ином.
Дальнейшей задачей, которую поставили ведущие семинара, было создание команды из наиболее способных для общественной работы своих членов, определение при этом более узких направлений согласно опять-таки выявленным данным. Такой социально-психологический и общественный портрет по сути является фундаментом для возведения необходимой структуры.
Попытка столь подробного изложения одного лишь задания, думается, дает представление о том, насколько умело и всеохватно, изнутри формировались выводы. Причем основополагающие, по которым следует работать и выстраивать самые разные отношения.
— Вы настолько хорошо раскрыли и показали, что нужно каждому руководителю для улучшения работы, что добавить к сказанному вами нечего, — подвела итог В. И. Шишкина.
Нельзя не упомянуть еще об одном преподанном «уроке» — об умении самостоятельно «признаваться» в своих слабых и сильных сторонах как руководителя. К разряду положительных, насколько выяснилось в результате опроса, отнесены лидерство, упорство, умение убеждать, внимательность, ответственность, коммуникабельность, эрудированность в разных областях, исполнительность, умение организовать людей, добиваться поставленной цели, неконфликтность. А к отрицательным — такие эмоциональные человеческие качества, как импульсивность, невозможность порой сказать «нет!», слабость характера, растерянность при сложных или шокирующих обстоятельствах, недостаток знаний и организаторских данных, жалость к людям и т. п.
Можно, конечно, последовательно перечислить все положительные и отрицательные черты, которые назвали участники, но и приведенные примеры красноречивы сами по себе. Форма подачи материала — не от учителя к ученику и обратно, а методом активного, соборного решения, с собственными же комментариями, поправками, шутками — такая форма выглядела убедительной, интересной и всеохватной.
Наводящие вопросы со стороны ведущих семинара помогали участникам научиться выходить из сложных и неординарных ситуаций, понимать свои слабые стороны, определяться, выстраивая линию собственной позиции. Прозвучала ремарка по поводу разграничения сильных и слабых свойств, которая имеет подчас довольно зыбкую границу. Как видим, шла установка на умение анализировать поступки и смотреть на них оценивающим взглядом.
— Когда формируется команда, — делилась своим опытом В. И. Шишкина, — нужно смотреть, каким образом уравновешивать свою команду сочетанием разных качеств и характеров людей. Та же доброта в руководителе, которая может помешать ему в работе с подчиненными или в разных ситуациях, оказывается необходимым условием при частном случае, когда и доброта, и внимание просто необходимы.
В ходе семинара шло обучение не только дедуктивным способом, но и в форме мозговых штурмов по разным темам-заданиям. В частности, по организации и проведению Международного дня инвалидов 3 декабря, Международного дня прав инвалидов. Сложившиеся стереотипы проведения дат обычно сводятся к праздникам, выставкам творчества, раздаче материальной помощи и мероприятиям в том же духе. От всего этого, однако, положение дел не меняется: каждый остается в своей нише — опекаемых и одаривающих.
Потому-то и прозвучало задание продумать формы и методы проведения этих двух «инвалидных» дат — 5 мая и 3 декабря. И опять же в результате командных решений прозвучали интересные предложения. Среди них и эстафета добрых дел, и награждение на общем вечере наиболее заявивших о себе своими делами и достижениями инвалидов, с привлечением внимания со стороны СМИ, ТВ, т. е. с широким освещением для жителей. Или акция инвалидов у социально значимых объектов с рассказом о своих задачах — просвещение и знакомство населения с собой. В общем семинаристы фантазировали — активно участвовали все.

К общему знаменателю всех деловых предложений опять же подвела В. И. Шишкина:
— Очень важно договориться при проведении акции, в какое время, допустим 5 мая, одновременно выйти во всех регионах края с одними и теми же требованиями. Организация у нас большая, территориально охватывает почти весь край. Это будет такой резонанс! Цель акции — привлечение внимания к инвалидам, к тому, что у них есть проблемы, которые нужно решать.
Помимо практических заданий и решений, делового общения друг с другом, как самостоятельная часть семинара прозвучала демонстрация презентационного материала по проводимой ПКО ВОИ последовательной работе по безбарьерной среде с подробными комментариями руководителя проекта — председателя ПКО ВОИ В. И. Шишкиной. Но это уже отдельная, большая и многосторонняя тема.
Как и другая — ответы на многочисленные вопросы, заданные председателями по самым разным ситуациям. В планах редакции продолжить репортаж с семинара по этим двум не затронутым в сегодняшнем материале самостоятельным темам.
По мере выполнения заданий, ролевых игр, комментариев ведущих возникало и росло вполне оправданное чувство гордости за участников семинара — председателей организаций. Таких разных, и в разных условиях работающих, и с разным составом своих команд. Не хочу давать ни характеристики, ни «препарировать» личности — боже упаси! Но то, что гордилась ими, восхищалась, и все основательнее внедрялась уверенность в результативность общей работы, — в этом признании я не погрешу.
Хорошие, сильные у нас есть председатели. Нелегкая у них работа. Недаром о некоторых из них говорят как о человеке-оркестре.

Галина ДУБНИКОВА
Фото Татьяны ТРЕТЬЯКОВОЙ