Связанные одной целью

01

Мы уже сообщали читателям о проходившем в декабре форуме «Медицина и здоровье».

Особое внимание на одной из секций привлекло выступление декана кафедры по клиническим дисциплинам Пермского института повышения квалификации работников здравоохранения, ответственного секретаря Пермского сообщества врачей, психолога, специалиста с большим стажем врачебной работы Ольги Владимировны Чераневой. Показалось небесполезным познакомить читателей с некоторыми моментами доклада в той части, которая затрагивает вопросы взаимодействия врача и пациента. Всегда, во всех ситуациях, требуется уметь устанавливать контакты между врачом и пациентом, слышать друг друга. Только так можно добиться желаемого результата. Об этом рассуждает психолог.

– Когда человек не в состоянии привести аргумент, не в состоянии выработать свою позицию по тому или иному вопросу, он становится крайне конфликтогенен в ситуации. Он сам не верит в то, то проецирует на больного (речь идет о врачебной этике и поведении. – Ред.).

Когда начинаешь работать с человеком как психолог, сталкиваешься с тем, что понятие «не могу» обычно перерастает в «не хочу» или «не умею». И в этом заключен психотерапевтический смысл. «Не хочу» — значит «не чувствую за собой силы», «не умею» — значит «меня тому не научили».

Именно этическая неопределенность приводит к росту этических конфликтов. Откуда она берется?

При опросе пациентов и медицинских работников, кого они считают инициатором конфликтов, первые считают врачей, врачи – больных. Самокритичности в этой ситуации немного. То есть врач в процессе своей профессиональной деятельности оказывается по разные стороны баррикад, подчас объясняя свое поведение эмоциональным выгоранием.

Зачем человеку нужно общество? Может ли он быть один? В синдроме «эмоционального выгорания» человек эмоционально отгораживается от общества. Человек – социальное существо. Психическое в человеке только от человека и развивается. Это потребность быть среди себе подобных.

Мы очень хорошо видим в других то, чего не замечаем в себе. И люди, которые раздражают нас, дают повод задуматься над тем, что мы в них не признаем, в чем мы отказываем себе. Мы же к себе относимся иначе – какие, мол, пятна могут быть на солнце? Требуется большое мужество, чтобы признать, что и в нашем королевстве не все бывает гладко.

А есть люди, которые очень симпатичны, от которых получаешь удовольствие и возникает ощущение, что знакомы с ними 1000 лет. Это наш ресурс, и это тоже про нас. Это те, какими мы хотим, чтобы нас видели в обществе. И социальное зеркало работает, и действует оно без искажений и ограничений. В такой проекции есть хороший момент: когда человек не верит в свои силы, социум оказывает ему большую поддержку и помогает находить в себе возможности – тем самым прививается социальное качество.

Психологи всегда утверждают: хорошего и плохого нет. Все наши отношения зависят от того, насколько мы протестировали свою реальность, осознали условия и новые требования, которые нам предъявляют среда и социум, и соразмерили свои внутренние ресурсы, настроили свою шкалу и системы ценностей и убеждений. Человек развивается кризисно. Поэтому в человеке сосредоточен большой человеческий ресурс. Так что складывать руки и говорить про эмоциональное выгорание невозможно. Если мы не будем работать над собой, не анализировать себя, не соотносить себя и социум – кто же тогда нас вернет на тот путь, по которому идем?

Кто и с каких позиций находит в себе душевные силы, чтобы просто достойно делать свою работу (свою жизнь. – Ред.)? С этой целью был проведен соцопрос, который показал, насколько в основном совпадают ответы врача и пациента. Так, отношения врача и пациента приобрели значение «продавец-покупатель», в котором 66 % пациентов за такую трактовку, врачи – 50 % .

В вопросе о качестве медпомощи, зависит ли она от платежеспособности пациента,
80 % считают, что «да». «Пациент всегда может получить высококлассную помощь, независимо от его благосостояния» — здесь более-менее единодушие в ответах. Главными претензиями к врачам были заявлены: бездушие и грубость, плохая диагностика и некачественное лечение, взяточничество и вымогательство (16% — 11% — 8%). Но не было ни одной жалобы на медицинские технологии. Зато прозвучали и синдром эмоционального выгорания, и отсутствие профессионализма.

По словам Сент-Экзюпери, всегда будут ждать и верить тому врачу, который умеет выслушать, одобрить и проявить сострадание.

Нередко предписывают врачу установку, что пациент всегда прав. С психологической точки зрения, эта фраза очень коварна. Он не всегда прав. Здесь вообще не бывает правой стороны. Есть две стороны участников – у каждой своя доля ответственности.  Пациент прав в своем праве настаивать на оптимальное возвращение ему здоровья. А в чем прав врач? Он прав в своей обязанности с помощью своих профессиональных навыков и умений эту помощь оказать. Врач по своему врачебному убеждению пришел в профессию, по внутреннему убеждению – приносить пользу пациенту. Значит, всё, что он делает, он делает с точки зрения пациента, для его пользы. А польза многомерна – это и есть этический выбор.