Скафандр и бабочка

13

«Скафандр и бабочка» – художественный фильм французского режиссера Джулиана Шнабеля вышел на экраны в 2007 году.

Основан он на реальных событиях: Жан-Доминик Боби, редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенес инсульт, в результате которого был полностью парализован. Мигая оставшимся непарализованным левым глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал все о своем внутреннем мире, начиная с психологической пытки, когда ты заперт внутри собственного тела, и заканчивая воображаемыми историями о мирах, которые он посещал лишь в своих мечтах. Сценарий фильма написан по книге прототипа главного героя.

Мне кажется, главная глупость человека заключается в мысли, что с ним ничего подобного не случится. А когда случается, появляется вторая мысль… Помню рассказ одного знакомого, на котором у костра загорелась рубаха. «Когда я загорелся, – признался он, – первой мыслью была одна: ну почему такое произошло со мной?» В нашем варианте это вторая мысль нашей главной глупости. И только после этого, медленно, через боль, усилия, гигантское сопротивление реальности, человек начинает подниматься над самим собой.

«Нужно цепляться за то человеческое, что есть у вас, и вы выживете» – фраза из фильма Джулиана Шнабеля.

Вот одна из оценок, которую я нашел в Интернете: «Фильм «Скафандр и бабочка» повествует о человеке, у которого могучий интеллект; именно он помогает ему выжить: как он сам говорит, «кроме глаз, не парализованы еще две вещи: воображение и память». А я бы добавил ещё чувство юмора…»

При этом весь фильм зритель видит глазами главного героя, прикованного к постели, в инвалидной коляске. Изображение размыто, затем пелена спадает — он выходит из комы в состояние locked-in. Поражают кадры, когда герой видит изнутри, как ему зашивают собственный глаз.

В кадре идут воспоминания о работе главным редактором модного журнала «Elle», о прежней гламурной жизни, о встречах с любящими отцом, женой и детьми, о заботливых друзьях, красавицах-любовницах, улицах древнего Лурда, по которым он, Жан-Доминик, когда-то бродил. Действительно, герой продолжает жить в своем воображении – шутить, заигрывать, любить… Как сказал один из зрителей, «были моменты, когда он сам над собой глумился. Я думаю, наша душа – бабочка, а тело — скафандр».

Матье Альмарик, исполнивший роль Жан-Доминика Боби, справился с очень трудной  задачей – сыграть полностью парализованного человека и того, каким он был прежде, выделив главные черты личности — ум, насмешливость, лукавость, доброту.

Чтобы поддерживать дух сопротивления и жизнь в собственном теле, герой начинает писать книгу о себе. Вот это — жизнь и сопротивление — главная идея фильма. «Иногда мне кажется, что я слышу удары своего сердца, но все равно я убеждаю себя, что это — крылья бабочки…», – говорит Жан-Доминик Боби.

Сегодня не все согласны с тем, как режиссер показал героя. Мне запомнился один из комментариев фильма, где зритель говорит о том, как обыватели формулируют подобные претензии: «Раз уж мы сострадаем тебе, будь добр, оставайся несчастным».

Но Жан-Доминик Боби не желает быть объектом слезоточивых лицемеров — пусть это будут последние дни его жизни, но они будут.

Юрий АСЛАНЬЯН