Приближая карту доступности

Оглянуться не успеваешь, как новое настойчиво врывается в жизнь. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня – почти обыденность. Причем та, что становится необходимостью

Примитивные примеры приведут к красноречивым и убедительным выводам.

К примеру, на улице, по которой идете, видите… открытый люк (поваленное дерево, фонтанирующую откуда-то из-под  земли воду, рисующего граффити и т.п.). Если вы человек неравнодушный и вам не наплевать на грозящие неприятности, а то и несчастья, вы постараетесь известить об этом соответствующие органы.

А вот каким образом – выбирайте сами. Либо пойдут поиски нужной структуры, бесконечные звонки по инстанциям, где каждый норовит перенаправить на другого. А в итоге на все наплюешь и… раздраженно охаиваешь всех и вся. Есть другой путь: написать письмо, собрать подписи, найти административное лицо, кому его следует передать, и  если хватит упорства и времени, довести дело до конца.

— Однако данный способ оповещения и контактов с нужными структурами города, края, России, наконец, уступает место более оперативным, прямым и легко контролируемым методам – электронным, — вводит в курс реализуемого группой современных специалистов-электронщиков проекта, руководитель сайта МОЯТЕРРИТОРИЯ.РФ (или Streetjournal.org) – Алексей Шапошников. – Всяких электронных устройств – смартфонов, айфонов (iPhone), планшетов, наконец просто компьютеров с доступом в интернет становится все больше. Значит, и возможности что-то фиксировать, делать съемку, оперативно взаимодействовать и передавать записи увеличиваются. Тем более что тарифы на безлимитное пользование интернетом значительно снизились.

Перспектива в том, что вы можете бесплатно установить сервис «Моя территория» на свой смартфон и получить целый ряд возможностей. Допустим, сфотографировать объект, который вызывает опасение или нарекание на территории города, нажать кнопку – через спутник определяется координата нахождения человека, метка сама поставится на нужное место на карте города (квартала, улицы) на сайте «Моя территория» – и уже сама система направит уведомления о проблеме в те организации и органы власти, в чью зону ответственности попадает данное сообщение.

— Вы сами разработали, определили структуру всех зон обращения или они общеизвестны и вам были даны?

— Мы вначале сами что-то предложили, а потом пошли в районные администрации. Сайт строили полностью самостоятельно. Из интернета берем вполне общедоступные карты. Эти карты можно бесплатно встраивать в свои интернет-сайты. Наше ноу-хау в том, что можно выбирать разные карты. По умолчанию открывается яндекс, и можно переключиться на наиболее подходящую для тебя карту Google или OpenStreetMap (в переводе что-то вроде «карта открытых улиц, свободная карта всего мира», созданная такими же людьми, как и вы. Пользователи – жители мира – сами наполняют ее содержанием).

Есть небольшие города, как, например Соликамск, Кунгур, которые очень плохо прорисованы даже в яндексе. А в OpenStreetMap сами жители заполнили эти города более подробно.

— Ваш принцип работы над проектом? Распространяете его по городам края? Как о появляющихся возможностях узнают?

— Через интернет. К сожалению, пока аудитория наша все еще не столь велика, мы активно этим не занимались, стараясь усовершенствовать саму структуру сервиса, то есть технологию. На рекламу проекта своих ресурсов пока не хватает.

— Алексей, чтобы этим серьезно заниматься, Вам пришлось, наверно, получить образование программиста?

— Нет, у меня совсем другое образование, работал по другим специальностям, руководил и информационными службами на разных предприятиях. Замечу, что сейчас очень большой спрос на рынке труда на программистов. Хороших специалистов – программистов, web-дизайнеров – просто дефицит. И я бы рекомендовал молодым ребятам идти по этому профилю, потому что потребность в этих специалистах будет в ближайшие годы только расти и расти.

— Сейчас, как известно, Пермская краевая общественная организация ВОИ проводит большую работу по безбарьерной среде. То есть своими силами проводят экспертизу входных групп многих зданий на предмет беспрепятственного попадания людей с опорно-двигательными проблемами – на костылях, в колясках и т.д. Каким образом ваша система способна сыграть свою роль в этом? В том, чтобы именно эти люди могли поучаствовать в процессе обустройства жизненного пространства под свои возможности?

— Мы сделали несколько информационных слоев. Первый – когда жители сообщают о той проблеме, которая уходит в структуры власти. Там соответственно реагируют – и проблема, стало быть, должна решиться. То есть инициатива начального обращения исходит от жителей.

Второй слой – официальная информация: сами органы власти имеют возможность в чем-то информировать жителей (перекрывается дорога, изменяется время работы общественного транспорта или какой-либо службы, о проводимых общественных слушаниях и т.д. и т.п.). Жители могут подписываться на свою территорию на интересующие их темы. По всем новым сообщениям будут приходить информационные уведомления. Только предварительно, еще раз повторю, надо подписаться, чтобы обойти долгие поиски и сразу получить нужную информацию.

В Великобритании есть даже такое понятие, как «гражданин подключенный». Жители и муниципальные органы власти взаимодействуют напрямую, и без посредников вы получаете адресно интересующую вас официальную информацию в удобном вам виде. В то же время и власть напрямую слышит о волнующих жителей проблемах. В том числе и жителей с ограниченными физическими возможностями. Это вторая модель нашего проекта.

И наконец, третья модель – для народного контроля. Организациями размещается информация с целью контроля (для обратной связи со стороны горожан) за работами и проводимыми мероприятиями городскими структурами.

Самый близкий пример: Администрация города провела торги на обустройство 50 детских площадок. Обозначили конкретные места (прямо отметили их на сайте точками на карте города), указав и сумму, и сроки, и паспорт объекта (что должно быть сделано), и подрядную организацию. Тем самым власти говорят: жители, мы открыты перед вами, контролируйте! Давайте вашу оценку, прикрепляйте прямо здесь же ваши фотографии и видеоролики, комментарии – фактический материал происходящего.

Что касается доступности городской среды, то это тоже отдельная модель. Тема так и называется «безбарьерная среда». До конца, основательно мы ее не проработали, пользуемся пока наработанными принципами. Есть возможность у всех жителей сообщать о проблемах по принципу первой модели, о которой говорил, — о пандусах, перилах, входных проемах и т.д. – в соответствующие органы власти, которые обозначены в категории подписки в этой зоне ответственности.

Еще мы сделали отдельный слой, где предполагался контроль присланных объектов из проведенной Минсоцразвития паспортизации: нас попросили выложить занесенные в список объекты, чтобы точно так же получать оценку и фактическое состояние, где бы это фиксировалось, отмечались дефекты, недостатки, пожелания и дополнения.

— Каковы ваши параметры при оценке доступности объектов и их обозначения как таковых на карту? Чисто внешние, то есть самого попадания в здание (проезжание по улице)? Или более основательные: доступность уже в самом здании?

— Идея такова: по каждому объекту есть четкий набор параметров. Возможно, чего-то еще не хватает – тут как раз важную роль сыграют комментарии пользователей. Как разработчик сервиса могу сказать, что мы будем дорабатывать сервис и под ваши потребности, от вас принимать задание и его выполнять. И эту работу нам легче выполнять именно с помощью вашей общественной организацией.

— Каковы перспективы и предполагаемый успех ресурса?

— Мы прорабатываем с региональными и городскими властями вопрос о выпуске с их стороны внутреннего регламента по работе с обращениями жителей через интернет-канал. В их планах также упорядочить этот раздел своей работы. А мы со своей стороны обязуемся выдавать им разной формы отчетность: о скорости реакции с их стороны, о разрешении ими проблем, о фактических отписках и реальном исправлении ситуации. То есть предполагается фактическая картина происходящего. Мэр города как основной заказчик может выразить свое желание, как должен происходить процесс общения с жителями.

— И последний вопрос, который, вероятно, возникнет у читателя: что требуется, чтобы самому стать активным участником программы?

— Прежде всего должна быть элементарная заинтересованность человека в улучшении своего города, в том числе и по отношению к собственной судьбе. И, безусловно, знать адрес сайта – МОЯТЕРРИТОРИЯ.РФ (или Streetjournal.org).

— Спасибо! Надеюсь на продуктивность ресурса и взаимодействие.

Галина ДУБНИКОВА