
Вместе с тем содержащиеся в Конвенции положения об обязанности государств-участников принять все меры по поощрению и обеспечению практической реализации прав и свобод инвалидов требуют внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации прав и свобод инвалидов в соответствии с принципами Конвенции.
Напомним, что в предыдущих выпусках газеты мы уже писали о принятии и ратификации Конвенции о правах инвалидов. Отметим, что указанная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ. Следовательно, с момента вступления в силу (15 мая 2012 г.) ее положения приобретают для России обязательный характер. В связи с этим Министерство труда и социального развития России разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – проект). В частности, предусматривается создание федерального реестра инвалидов, проведение мероприятий, обеспечивающих доступ в музеи, библиотеки и др., а также возможность использовать транспортную инфраструктуру. Принятие данного документа необходимо для приведения российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов. В случае одобрения проекта большинство его положений начнет действовать с 1 июля 2013 г.
В частности проектом предполагается внести ряд изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ:
в рамках реализации ст. 31 Конвенции органы власти обязуются производить сбор необходимой информации, в частности статистических данных. В связи с этим предполагается создание реестра инвалидов, в котором бы содержались все необходимые сведения о клиенте для быстрой и эффективной помощи во всех учреждениях социальной защиты населения. Создание реестра планируется уже с 1 января 2014 года;
в настоящее время деятельность по реабилитации инвалидов осуществляется социальными службами. По мнению составителей проекта, учреждения социальной защиты на данный момент не могут справиться со всем массивом нуждающихся в реабилитации. Поэтому они предлагают передать услуги по реабилитации инвалидов юридическим лицам и частным предпринимателям, если в их учредительных документах прописана деятельность, направленная на оказание одного или нескольких видов услуг по основным направлениям реабилитации;
в целях реализации положений ст. 26 Конвенции о правах инвалидов проектом предлагается ввести в действующее законодательство институт абилитации инвалидов. Под этим следует понимать систему и процесс формирования способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
согласно ст. 30 Конвенции о правах инвалидов государство обязано принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к местам культурных мероприятий или услуг (театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, туристические услуги), а также к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость. Как отмечают разработчики проекта, на сегодняшний день значительная часть учреждений культуры (архивы, музеи, библиотеки и т. д.) не оснащены необходимыми техническими средствами для доступа к ним инвалидов. На основании этого предлагается установить обязательные требования по обеспечению доступности для инвалидов культурных благ (субтитрированием, дублированием голосовой информации текстовой информацией, надписями или световыми сигналами, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля). В частности, в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, являющихся учредителями библиотек, также будут установлены дополнительные полномочия и обязанности по обеспечению доступности библиотек для инвалидов;
также предполагается беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (во внутреннем и в международном сообщении). Обратим внимание, что проект предлагает обязать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги такси, создать условия доступности перевозки инвалидов;
что касается доступности объектов социальной инфраструктуры, то разработчики проекта дополняют действующее законодательство небольшими изменениями. Так, предполагается разрабатывать проекты дизайна и архитектуры здания с учетом потребностей основных видов нарушений опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. В частности, дублирование голосовой информации текстовой информацией, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, сопровождение инвалида персоналом, работающим на объекте социальной инфраструктуры, обеспечение самостоятельного передвижения по территории объекта социальной инфраструктуры, а также входа на объект и выхода с объекта социальной инфраструктуры и др.
Помимо этого предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
– в соответствии с п. «b» ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов государство должно обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов. Для реализации этого положения проектом предлагается значительно повысить размеры установленных ст. 9.13 КоАП РФ штрафов за уклонение от исполнения требований об обеспечении условий для доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Так, для должностных лиц размер штрафа составит 10 тыс. руб., при отягчающих обстоятельствах – 15 тыс. руб., а для организаций – соответственно 100 тыс. руб. и 200 тыс. руб. Напомним, что в настоящее время за данное правонарушение может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., а на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.
В Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предлагается внести следующее дополнение: устанавливать необходимость доведения до потребителей достоверной информации о товарах (работах, услугах), в том числе предоставлять ее в доступной для инвалидов форме.
Проектом предлагается дополнить ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», регулирующую порядок и условия выдачи прокатных удостоверений, положением об обеспечении доступности фильмов для инвалидов посредством их обязательного субтитрирования или сурдоперевода в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии осуществления и защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им равных с другими лицами возможностей реализации своих конституционных прав и свобод и полного участия в жизни общества. Она создает основу активной социальной политики государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Реализация всех указанных выше норм во многом облегчит жизнь не только людей с инвалидностью, но и других маломобильных групп населения.
В заключение хотелось бы напомнить, что главным контролирующим органом соблюдения всех законных прав являемся мы с вами. Не ленитесь сообщать о фактах нарушенных прав в надлежащие органы государственной власти, так как все это необходимо в первую очередь вам!
Ознакомиться с текстом проекта вы сможете по адресу http://www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/659.
(При написании статьи были использованы информация информационного портала «Консультант-плюс» и материалы сайта Министерства труда и социального развития.)