
Cпортсмены из клуба «Молния Прикамья». Тренер Ринат Абдуллин слева
Дети с инвалидностью по зрению стали чемпионами на VII Международном фестивале адаптивного хоккея в Сочи в дивизионе N 2.
СПРАВКА
Хоккей для незрячих зародился в Канаде в 1972 году. До 2008 года этот вид спорта существовал только на любительском уровне. В России хоккей для незрячих был открыт осенью 2019 года. Первая детская команда «Фортуна» по хоккею для незрячих появилась в октябре 2019 года в г. Москве, в 2022 году – в Перми.
На территории Пермского края проект адаптивного хоккея незрячих реализуется при поддержке Министерства физической культуры и спорта, Федерации хоккея, региональных Центра спортивной подготовки по адаптивным видам спорта и Центра спортивной подготовки.
Тренирует ребят Ринат Абдуллин. С 2022 года Ринат Галимуллович – главный тренер клуба по адаптивному хоккею незрячих и слабовидящих детей «Молния Прикамья» и инструктор краевого Центра спортивной подготовки по адаптивным видам спорта, координатор Федерации хоккея Пермского края по адаптивному хоккею. С 2023 года –
председатель Совета Пермской региональной общественной спортивной организации «Спорт для всех».
В Международном фестивале, который проходил на федеральной территории «Сириус», приняли участие спортсмены из России, Казахстана и Армении, а всего 119 команд. Пермский край представил команды по следж- и адаптивному хоккею. «Молния Прикамья» добилась побед, поразив ворота соперников 16 раз и пропустив всего четыре шайбы за три матча. Пермские игроки в команде «Молния Прикамья» (от 14 лет и старше) завоевали золото, в команде «Дружба» (от 7 до 13 лет) – бронзу. В команде Удмуртии «Ижсталь» наши спортсмены заменили недостающих игроков и помогли получить золото.
– Ринат Галимуллович, как получилось, что вы стали тренировать детей с ОВЗ?
– Хоккеем занимаюсь с 1985 года, выступал за пермские команды, чемпион городских, областных и Всероссийских соревнований 1987 года, бронзовый призер Всесоюзного финала 1988 года по хоккею. После Паралимпийских игр «Сочи-2014» в России вырос интерес к следж-хоккею. В 2016 году у нас в стране появилась Федерация адаптивного хоккея. Она развивала следж-хоккей, хоккей для незрячих и для людей с ментальными нарушениями. В 2021 году главный тренер по следж-хоккею в Пермском крае Александр Ширяев пригласил меня тренировать взрослых и детей с инвалидностью. Оказалось, что у нас много общего в понимании адаптивного спорта. В 2022 году мы провели первые сборы в Губахе по следж-хоккею для взрослых. А сейчас к нам на тренировки приезжают взрослые и дети с ОВЗ из разных городов края. Появилась цель – чтобы во дворцах спорта городов Прикамья тренеры умели работать с людьми с инвалидностью.
– А где вы обучались работе с особенными воспитанниками?
– По первому образованию я учитель физической культуры. В 2022 году прошел Всероссийский тренировочно-образовательный интенсив для тренеров, игроков команд по хоккею незрячих и слабовидящих детей и по специальному хоккею для детей с ментальными нарушениями. В 2023 году повысил квалификацию в Школе тренеров по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика детско-юношеского адаптивного хоккея». В этом году мы вместе с Александром Ширяевым заканчиваем магистратуру Чайковской государственной академии физической культуры и спорта на факультете «Адаптивная физическая культура».
– А как слабовидящие ребята, тем более тотально незрячие, видят шайбу?
– Они ее слышат. Железная шайба с шарико-подшипниками, она стучит. По международным стандартам обычная шайба должна весить 220 граммов, а у нас шайба весом 430 граммов. Чтобы создать шайбу для адаптивного хоккея, мы выиграли грант на проект «Умная шайба» в конкурсе Фонда губернаторских грантов Пермского края и зарегистрировали патент на шайбу из титана на 220 граммов. Прототип мы презентовали в прошлом году на Московском межрегиональном турнире и на фестивале в Сочи.
– Ваше отношение к такой дискуссионной теме, как тотальная инклюзия? Не все с ней соглашаются.
– Должны быть общие мероприятия. Я провожу инклюзивные мастер-классы и товарищеские матчи, турниры с детскими командами классического хоккея. Мои воспитанники уверены в себе и играют наравне со здоровыми. Конечно, все удивляются, как это слабовидящие играют.
– Расскажите про ваших подопечных – какие они?
– В команде 15 человек от 8 до 17 лет. У игроков от 5 до 10 % зрения, а трое вратарей тотально незрячие.
Вратарь Андрей Скосырский, когда стоял за команду «Ижсталь», отразил два буллита. И вот команду приглашают на награждение, а у ребенка одновременно и улыбка от счастья, и слезы ручьем!
Второй вратарь Артем Шестаков уверенно стоял за «Молнию Прикамья», и команда заняла первое место.
Самый юный вратарь Иван Булатов, ему всего 9 лет, стоял за команду «Дружба» (это наш младший состав), в матче за бронзу не пропустил ни одной шайбы.
Владимир Меньшаков забил три гола.
Капитан команды Максим Муртазин был признан на фестивале лучшим бомбардиром.
Талантливый игрок Никита Токешев.
В команде есть еще и две девочки. Ладаслава Тырлова признана лучшим игроком по итогам первого матча фестиваля в Сочи, как и Егор Капизов и Даниил Чучин. Все они ощущают себя спортсменами, а не инвалидами.
– Что изменилось в ваших воспитанниках за эти три года?
– Физически окрепли все.
У второй девочки так улучшилось зрение, что у нее сняли статус инвалида.
Трое мальчиков после года тренировок уже играют с обычными спортсменами стандартной шайбой.
Ребята стали более самостоятельными, уверенными.
Я веду чат с родителями и отдельный чат с детьми, чтобы они привыкали к дисциплине, ответственности, чтобы сами готовили форму, коньки. Представляете, родители им завязывали шнурки! Тогда я устроил своим подопечным зачет по самостоятельному шнурованию. Не разрешаю, чтобы мамы везли их баулы с экипировкой и клюшками: мол, он еще маленький. Прежде всего он – мужчина, он борется и забивает голы. И сейчас все чаще приезжают на тренировку без мам и бабушек.
В этом году мои игроки заняли призовые места по плаванию на краевом фестивале спорта среди инвалидов. И, конечно, дружат между собой, заводят новых друзей на выездных турнирах.
– Как это все поможет им в будущей жизни?
– Спортивная закалка и привычка к дисциплине пригодятся в любом случае. Ребята полюбили плавание, лыжи, игровые виды спорта, настольный теннис.
Вова Меньшаков, Виктория Габдушева, Егор Капизов занимаются дзюдо.
Даниил Чучин – кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам среди слабовидящих.
Лада пробует себя в легкой атлетике – метании диска, и еще поет – за третье место во Всероссийском конкурсе приз ей вручала Диана Гурцкая.
Булатов играет на скрипке, Никита Токешев на клавишных инструментах, Андрей Скосырский на барабанах, его брат Алексей рисует.
Максиму Муртазину нравится мотокросс и скоростной велосипед, умеет управлять автомобилем.
Кирилл Тарасов красиво танцует и поет, Артем Шестаков занимается теннисом для слепых и записывает музыку. Мечтаю устроить их концерт.
– Какие планы на будущее?
– Завершить работу над специальной шайбой. Защитить научную работу в магистратуре. Добиваться включения адаптивного хоккея в реестр спорта слепых, для чего обращался в Минспорта.
– Вы спортсмен, студент, тренер по адаптивному спорту, служащий Россельхозбанка, наставник, общественный активист, педагог. Как все успеваете?
– Помогают спортивная закалка, служба в армии, выносливость, участие в легкоатлетических марафонских забегах в Казани, Перми. В забеге России пробегал до 21 км, на тренировках до 42. Привычка к дисциплине, многозадачности и скорости помогли в 2023 году зарегистрировать общественную организацию «Спорт для всех». Под девизом «Только вперед!» проводим тренировки, выезжаем на соревнования. Успеваю, потому что сердце радуется, когда вижу горящие глаза ребят.
Беседовала
Марина Вяткина


