
Десять лет назад в Перми, на базе Дзержинского общества ВОИ, был создан инклюзивный театр-студия «Пространство любви». Его руководитель Алла Дегтярникова преподает в Пермском краевом колледже искусств и культуры, в Пермском государственном институте культуры, служит в театре «Новая драма»
– Алла Викторовна, мне кажется, вы с детства были творческим человеком!
– Вы угадали! В нашем дворе было много ребятишек, мы играли, свободно гуляли, в отличие от сегодняшних времен, вместе бегали на колонку за водой. И именно я всегда организовывала детей. Мы любили включать грампластинки, постоянно изображая каких-то персонажей. Устраивали новогодние праздники, и тут я тоже была заводилой. В то время, когда росла, с продуктами было очень трудно, все лучшее, как помнится, берегли на новогодний стол. Но однажды, когда мне было лет восемь, я решила, что для всех моих ребят по играм нужно сделать подарки. Соорудила бумажные пакеты, положила туда конфеты, пряники, еще что-то, припасенное мамой, и это все вручила им. Мама не ругалась, однако попросила: «Дочь, ты больше так не делай, у нас ведь вообще ничего не осталось к новогоднему столу!»
– Получается, что ваша доброта, как и творческая жилка, проявилась у вас довольно рано?
– Мне так хотелось доставить радость моим друзьям! Когда подросла, очень понравилось ходить в театры, на один и тот же спектакль могла ходить по нескольку раз. Однажды, когда мне было лет 12, увидела объявление о приеме в театр-студию «Код» и записалась туда. По сути, всю жизнь не расстаюсь с этим коллективом, который позднее вырос в камерный театр «Новая драма». Им по-прежнему руководит Марина Андреевна Оленева, а я теперь служу в нем актрисой.
– А почему же тогда, мечтая стать актрисой, после 11-го класса вы поступили учиться в училище на фотографа?
– Захотелось иметь реальную профессию в руках! Ничуть не жалею об этом: узнала много интересных фотохудожников. А спустя год поступила на режиссерский факультет Пермского института культуры, училась у прекрасного мастера – Виктора Афанасьевича Ильева. Он до сих пор преподает, несмотря на свои 80 с лишним лет. А потом судьба привела на телевидение, где встретила своего супруга – Вячеслава Дегтярникова. Однажды, когда сидела без работы, мне позвонили из Театра-Театра, предложили работу. Я отказалась. Второй звонок, третий… В конце концов я согласилась. Овладев профессией гримера-постижера, работала в этом качестве четыре года. Параллельно стала играть в спектаклях, много узнала о современном танце. Так прошли десять лет.
– А потом вдруг – инклюзивный театр-студия «Пространство любви»! Как же все это происходило?
– Меня по-прежнему, видимо, вела судьба: в Театре-Театре не стало ролей. Сидела, размышляла, куда дальше направить свои стопы. И вдруг мне позвонили из общества инвалидов Дзержинского района: на средства выигранного гранта им требовалось поставить один художественный номер. А ведь этот мир, как и для многих других здоровых людей, был мне тогда незнаком. Мы практически не замечаем людей с ОВЗ в своей обычной жизни! Пришла, познакомились с председателем Дзержинского общества инвалидов Ниной Валентиновной Мысляевой. Спросила, с кем будем делать номер. Пришел ее сын Антон, мальчик с синдромом Дауна. Потом подошли еще несколько ребят, и мы стали заниматься с ними актерским мастерством.
– Сразу ли нашли с ними общий язык?
– Конечно не сразу: вначале был ступор какой-то. Я не понимала, понимают ли они меня. Однако когда уходила от них, было чувство, что я хочу вернуться к ним и вновь продолжать с ними общаться и заниматься. Иногда были мысли: «Ну зачем мне все это?». И в то же время возникло осознание, что я больше не смогу уйти от этих ребят. И вот уже их семеро у меня! Мы сделали номер: это была небольшая зарисовка, в которой мы показали людей, которые живут в городе, занимаются своим делом, не видя друг друга. Потом ребята бросали вверх конфетти, чтобы показать: а мир-то прекрасен и удивителен! Этот номер затем вошел в спектакль под названием «Стихи звучали простодушно…», который мы играем до сих пор.
– Что было дальше, после того как подготовили этот номер?
– Я собрала ребят и спросила, понравилось ли им заниматься, выступать, и они ответили, что да. Понравилось, что им хлопали, аплодировали. А потом ко мне пришли их родители: волновались, что неужели все так и закончится с этим номером. А я им ответила, что ничего не закончится, мы будем продолжать, и у нас будет театр-студия, мы будем учиться и играть. А его название – «Пространство любви» – мне подарила хореограф из Барнаула Ирина Григорьевна Ткаченко, за что ей огромная благодарность!
– С первым своим спектаклем вы не только гастролировали по Пермскому краю, но и выступили в Москве…
– Да, это было в киноконцертном зале «Эльдар» в зале на 700 мест: воздух, свобода, смелость! Хотя изначально ребята тушевались. Но мне удалось их так настроить, что все в итоге получилось. Идея номера была такая: главный герой Антон Мысляев должен был выйти в зал, встать на колени перед выбранной девушкой и подарить ей цветы. Он этого очень боялся, но в результате преодолел себя! И вообще все ребята стали более свободными, открытыми, научились преодолевать себя, стали более раскрепощенными. Более того, у них даже появилась ирония к тому, что они делают. Это очень дорогого стоит!
– Какое-то место заняли тогда?
– Нет, это был просто фестиваль творчества. Здесь мы также играли спектакль «Времена года». Ребятам нужно было выйти на сцену в полной темноте, и они, в общем-то, этого боялись. Нужно было так настроить ребят, так поговорить с ними, чтобы этот страх ушел. И они перестали бояться выходить босиком на сцену, перестали бояться красить свои ладошки и обмениваться ими со зрителями. Так, шаг за шагом, происходит преодоление, возникает общение и понимание.Сейчас в стране большое движение инклюзивных коллективов, и не только театров, когда вместе с людьми с ограниченными возможностями сотрудничают обычные здоровые люди. Считаю, что это очень важно для обеих сторон. В Пермском крае сейчас появилось уже немало инклюзивных коллективов, но мы стали самыми первыми!
– «Пространству любви» 10 лет. Какой путь вы прошли за эти годы? Что изменилось лично в вас?
– Путь был непростой, но прекрасный: можно сказать, эти дети меня буквально перепахали. Я почувствовала, что во мне появилось больше стойкости и чуткости. И, конечно, больше уверенности в том, что я делаю. Мы не врачи, мы не можем влезть туда, куда не можем и не должны. Но мы можем этим ребятам помочь с точки зрения искусства – как актеры, как режиссеры. Знаете, у меня ведь вначале было ощущение, что нужно представляться им ребенком, показывать, что и как делать. А оказалось, что с ними просто нужно разговаривать на равных!
– Что запланировали в свой юбилейный год?
– Мы очень хотим в этот год побольше гастролировать, побольше ездить по городам и весям, показывать себя. Недавно в нашем коллективе появился преподаватель по жонглированию, и мы поставили спектакль «Шарикус-Фонарикус». Очень хотели бы поездить с ним по городам нашего края, только вот есть проблема с арендой большого комфортабельного автобуса.
– Алла Викторовна, у вас очень энергозатратная деятельность: преподавание в колледже и институте, занятие в театре-студии «Пространство любви», игра в театре. Как восполняете свои энергозатраты?
– Не поверите, но я никогда не устаю, потому что у меня нет рутинной работы! Я все время нахожусь в творческом процессе, и всегда очень-очень жду, когданачнется новый учебный год. Для меня главное, чтобы не было пустоты! Люблю, чтобы было движение!
– Тем не менее каждому человеку важна подзарядка. Удалось это сделать перед новым учебным годом?
– Безусловно! Моя подзарядка – это моя дача у леса! Обожаю гулять там с Кимкой – собакой, которую мы взяли из приюта. Во время таких прогулок очень много мыслей приходит, всплывают какие-то ассоциативные ряды, иногда даже целые решения приходят. Одним словом, лето для меня – это не столько отдыхать, сколько думать, смотреть и насматриваться. А потом с любовью, с новыми силами приходить к моим студентам и артистам.
– Наш традиционный вопрос: любите ли вы готовить?
– Очень люблю печь пироги! Наконец-то нашла идеальный рецепт тончайшего, как бумага, теста под названием «фило». В него заворачивают самые разные начинки: творог, мясо, яблоки и другое. Приношу то, что испекла, своим студентам, ребятам из «Пространства любви»». Мне очень нравится их угощать!
Ирина ГИЛЁВА
Фото из архива
Аллы Дегтярниковой