
Софья Владимировна Строганова
Строгановы – отличный пример не просто династии, а династии успешной. Каждое поколение этого рода занималось чем-то своим, но с неизменным успехом для себя и с большой выгодой для государства.
Собственно, девиз Строгановых так и звучал:
Ferram opes patriae, sibi nomen,
в переводе на русский –
«Отечеству принесу пользу, себе оставлю имя».
История рода Строгановых – это история России
Григорий Дмитриевич Строганов строит фрегаты и передает их Петру I, ссужает императору огромные деньги на войну со шведами и, кроме этого, собирает библиотеку редких книг и спонсирует строительство церквей. Барон Александр Григорьевич Строганов не только изобретал популярные блюда – в молодости он в звании прапорщика сражался с французами, участвовал во взятии Парижа.
Александр Сергеевич Строганов – сенатор, действительный тайный советник и масон. Кроме этого – меценат, коллекционер и просветитель. Он возглавляет Императорскую академию художеств и радеет за бесплатные школы для крестьян. Заметив художественный талант одного из своих крепостных, отправляет того учиться – это история Андрея Воронихина, архитектора Казанского собора в Санкт- Петербурге.
Сергей Григорьевич Строганов учредил первую в России бесплатную рисовальную школу для талантливых детей (ныне это РГХПУ, носящий имя своего основателя – «Строгановка»). Сергей Григорьевич оплачивал археологические раскопки – благодаря ему коллекция Эрмитажа пополнилась скифским золотом Крыма.
Самые ранние записи о предках Строгановых сохранились в Соли Вычегодской Архангельской губернии. Там же начался и их промысел, который на столетия обеспечил семье богатство, славное имя и добрую память.
Первые Строгановы – Аникий и его потомки – занимаются добычей соли. Они скупают и строят варницы – просторные деревянные постройки, где на огромных металлических пластинах-цыренах вываривают из соляного раствора кристаллы соли. Дела семьи идут настолько хорошо, что, находясь на диком тогда русском пограничье, они успешно обороняются от набегов инородцев, строят деревни и остроги. В тот период появляется даже иконописная школа, позднее названная Строгановской. Несмотря на то, что Строгановы осваивают земли частным образом и на свои собственные деньги, они считают себя государевыми людьми – они отправляют в Москву соль и охотно выполняют поручения Ивана Грозного. Именно Строгановы нанимают Ермака и оплачивают его легендарный поход в Сибирь.
С этого частно-государственного партнерства и начинается история династии Строгановых. Богатейший род, который в какие-то моменты владел территориями, сопоставимыми с размерами целых европейских государств. Строгановы невероятно удачливы, дипломатичны и при этом лояльны интересам зарождающегося единого русского государства. У них много денег, но это не главное – они, как никто, умеют конвертировать свои деньги в важные для государства проекты, получая за это заслуженную славу и преференции при царском дворе. Вложение получается двойное – и в будущее страны, и в будущее династии.
В XVIII веке Строгановы уже владеют обширными землями в Соли Вычегодской, Перми и Великом Устюге. Их промысел уже не только соль, но и горная добыча. Но Россия вместе с царем Алексеем Михайловичем делает поворот в сторону Европы – и Строгановы здесь в числе первых.
30 мая 1672 года Григорий Дмитриевич Строганов прибывает в Москву с дарами для новорожденного наследника – Петра Алексеевича. Император вскоре обнаруживает, что подаренная бочка набита золотом, необходимым для того, чтобы снарядить и снабдить армию перед войной со шведами.
В эпоху Петра I Строгановы становятся приближенными дома Романовых. Строгановы роднятся с лучшими русскими родами – Шереметевыми, Голицыными, Трубецкими –
и вкладывают огромные средства и усилия в образование своих детей, воспитывая их для государственной службы.
Огромный вклад в развитие пермского имения внесла его владелица второй четверти XIX века, мудрая и просвещенная графиня Софья Владимировна Строганова. Ее реформы способствовали экономическому, социальному и культурному процветанию строгановских земель. «Графиня Строганова –
личность очень значимая для вотчины, – говорит историк Марина Софьина. — В документах ее называют «законодательницей Софьей Владимировной». Значение этого человека нельзя недооценивать»
«У нас хранятся повеления из Главной Санкт-Петербургской конторы, — обращает внимание сотрудник Ильинского музея Олег Отавин. — В одном из этих документов мы видим указание Строгановой главноуправляющему Волегову, что в первую очередь он должен заботиться о благополучии ее подданных, а уже во вторую очередь — о доходах с имения».
В 1820 году Софья Владимировна открыла для своих крепостных в Прикамье ссудную кассу, по сути дела — банк, из которого выделялись денежные кредиты на строительство домов. Фактически это была ипотека. Вот смотрите, кредит давался на 20 лет под 4% годовых. Сейчас многие бы просто мечтали о том, чтобы получить деньги на строительство дома на таких условиях. Так в очередной раз распалась легенда советского периода о купцах как о мироедах.
Светлана Жигиль