РЕБЁНОК ВЗРОСЛЕЕТ…

Как быстро идёт время: ещё совсем недавно ваш ребёнок, совсем малыш, беззаботно играл в песочнице, а уже сегодня он интересуется особенностями функционирования своего тела и противоположным полом. Каждому малышу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребёнка должно сформировать в нём полноценного представителя своего пола. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают.

Случается, что не все родители осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Половое воспитание в семье – важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения в будущем.

Многие считают, что раз сознание ребенка с интеллектуальной недостаточностью развито несколько слабее, чем у сверстников, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к малышу – защищать от всего, что касается вопросов пола. Эта точка зрения ошибочна – по мере взросления ребенка, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, его гормоны заявляют о себе, вызывая разно­образные физиологические изменения.

Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств. Особенному ребенку следует сказать все, что и обычно развивающемуся, хотя и позднее по времени и более простым языком, с неоднократными повторениями. Регулярные повторы очень важны для данной категории детей, так они действительно смогут запомнить информацию и применить в подходящей ситуации.

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. Так с чего начинаем?

Публичное и интимное пространство и части тела

Необходимо доступно разъяснить ребенку эти понятия и ввести некоторые важные правила. Публичное пространство – это любое место, где тебя могут увидеть другие люди, например, это может быть кухня, класс, коридор, автобусная остановка. В публичном пространстве можно есть, играть, сидеть, говорить и т. д. Публичные части тела – это такие части тела, которые могут видеть другие люди, например, лицо, волосы, руки, ноги.

Интимное пространство включает твою спальню, когда в ней закрыта дверь и задернуты шторы; ванну или туалет. В интимном пространстве ты можешь делать то, что не должны видеть другие люди, например, переодевать нижнее белье, провести гигиенические процедуры. Интимные части тела всегда – это те части тела, которые прикрывают нижнее белье или купальник. Нужно уважать чужое личное пространство и интимные части тела. Никогда нельзя прикасаться к интимным частям тела других людей. Нужно всегда стучаться, если дверь в чью-то комнату закрыта. Всегда нужно спрашивать разрешения, прежде чем прикоснуться к другому человеку. Ребенок должен понимать, что ни один человек не должен прикасаться к ее или его интимным частям тела без разрешения.

Учить детей охранять границы своего тела нужно с того момента, когда они начинают его изучать. Вот малыши начинают играть с половыми органами — надо им объяснять, что это можно делать, но только не напоказ. Кстати, это касается и родителей — как только ребенок может сам помыться, трогать мы его можем только с разрешения. Не щекочем, когда он не хочет, не обнимаем или не целуем, когда он этого не хочет. Этим мы показываем ему пример, как уважать границы тела.

Уверенность в себе и умение сказать «нет»

Жизненно важно научить подростка с интеллектуальной недостаточностью отказываться и говорить «нет». Он должен знать, что если кто-то ведет себя с ним непристойно, нужно сказать «нет», как можно скорее уйти от этого человека и обратиться за помощью. Низкая способность проявлять настойчивость и уверенность и отказываться от неприятных действий подвергает подростка риску самых разных злоупотреблений, от издевательств в школе до сексуального насилия. Когда вы учите подростка, какие прикосновения к другим людям являются уместными, а какие нет, вы можете одновременно учить его, что нужно делать, если кто-то находится слишком близко и прикасается к нему без разрешения: сказать «нет»; отодвинуться и как можно скорее уйти; рассказать кому-нибудь. Этот урок нужно повторять по нескольку раз. Существуют готовые социальные истории о плохих и хороших прикосновениях.

Самооценка

Подростки с интеллектуальной недостаточностью подвержены риску травли со стороны сверстников. Вы можете формировать адекватную само­оценку подростка с помощью соблюдения правил личной гигиены, опрятности и выбора подходящей одежды; правильного питания, достаточного количества сна и физических упражнений; поощрения интереса, хобби или занятий спортом, достижениями, которыми подросток сможет гордиться; предоставления возможностей для развития и достижения мастерства в новых навыках; поддержки в увеличении независимости при любой возможности; поощрения общения с другими людьми; напоминания о прошлых достижениях: делайте альбомы с грамотами, сертификатами и фотографиями, чтобы напоминать подростку о пройденном им пути и достигнутых успехах. Научите его не сомневаться в себе с помощью вышеперечисленных способов.

Адекватное выражение чувств

Половое созревание и появление полового влечения могут вызвать замешательства и противоречивые чувства даже у самого обычного подростка. Важно, чтобы подростки с интеллектуальной недостаточностью учились выражать свои чувства социально приемлемым образом. Скорее всего, поначалу вам придется учить их и помогать: понять, что именно они чувствуют; выразить, что они чувствуют, и в каких ситуациях; осознать, что можно сделать по этому поводу. Уделите внимание обучению подростка правильному выражению влечения к другому человеку, умению выразить словами и жестами свою симпатию. Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями. Заблаговременное обучение поможет предотвратить такие проблемы, как непристойные прикосновения и преследование (хождение за кем-то по пятам и постоянное наблюдение за другим человеком). Моделируйте уместное выражение чувств у себя дома и помогайте подростку с интеллектуальной недостаточностью понимать, что вы чувствуете.

Личная гигиена

Ребенку с интеллектуальной недостаточностью нужно объяснять правила личной гигиены, и почему они становятся важнее во время полового созревания. Ребенок должен понимать, что его тело меняется, в том числе, больше потеет и сильнее пахнет. Поэтому необходимо каждый день тщательно мыться, использовать дезодорант и надевать чистую одежду; мыть волосы и лицо, хотя это может быть очень трудно из-за сенсорных проблем; чистить зубы как минимум два раза в день; учиться бриться и пользоваться личными средствами гигиены.

Как поговорить «об этом»?

Да, эта тема достаточно щепетильная, и не всегда понятно, как и когда обсуждать ее с особенным ребенком. Здесь опять же индивидуальные рамки: кому-то тема актуальна с пятого класса, кому-то позднее. Но она ни в коем случае не должна быть закрыта! Как известно, дети с интеллектуальной недостаточностью имеют нестандартное и фрагментарное восприятие информации. И самый нетравмоопасный для психики ребенка вариант – если тема сексуальности поднимется дозированно и адекватно в семье, чем из уст сверстников.

Важно половые органы называть своими, физиологичными, именами, не демонстрируя неловкость от произношения их названий. Ребенок, употребляющий правильное название половых органов, становится более защищен от недоброжелательных знакомых, так как в их глазах уже выглядит адекватно подкованным в теме. Говорим о последствиях незащищенной половой жизни, подробно обсуждая это, а не оставить на личное додумывание ребенком: «Ну, ты и сам понимаешь…». То, что очевидно для обычных подростков, не очевидно для особенных. Какие болезни передаются при незащищенном половом акте, как они влияют на здоровье и тело; обсудить возможные способы контрацепции и правильные методы их использования; наступление беременности при неиспользовании контрацептивов – действительно рассказать о трудностях этого пути, чтобы подростки могли осознать степень ответственности.

Всю подаваемую информацию для детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо подкреплять и наглядно: картинками, историями, видеофрагментами.
Конечно, эта тема очень нелегка. Но успешность ее освоения зависит от теплых и дружеских отношений между родителями и ребенком. Если подросток будет знать и чувствовать, что в любой ситуации он может найти поддержку в семье, то не будет бояться говорить об ошибках. А родитель сможет мягко и с любовью направить своего ребенка в нужное русло.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа №18 для обучающихся с ОВЗ»