Гнилой киви, несвежие бананы и неисправные весы

Несколько лет назад в соседних Березниках произошло событие, которое вызвало сильнейший общественный резонанс: слепого мужчину не пускали в  супермаркет из-за того, что на собаке-поводыре не было намордника. Правозащитники утверждали, что вход с собакой без намордника возможен: иначе как слепые будут поднимать, например, упавший кошелек?! Действительно, походы в магазины для слепых людей — целое испытание. Совместно с членом общества слепых в Лысьве мы решили провести эксперимент и узнать отношение продавцов к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В ларьки и торговые палатки

Помочь с экспериментом решилась Светлана Винокурова. Женщина не видит с детства, поэтому за свою жизнь не раз сталкивалась с хамским отношением и недобросовестностью продавцов. Выбираем магазины, в которых Светлана будет покупать продукты. Женщина говорит: в магазинах возле дома Светлана и ее семья часто покупают продукты: товары в этих торговых точках всегда свежие, а продавцы относятся с пониманием к чете Винокуровых. Во время обсуждения маршрута решаем зайти не в супермаркеты, а в небольшие ларьки и уличные продуктовые палатки.

В день эксперимента с самого утра идет дождь и дует пронизывающий до костей ветер. Сокращаем маршрут до двух точек: молочного магазина и торговой палатки на одной из главных улиц города.

Заплатили за баночку

Для чистоты эксперимента Светлана заходит в первый, молочный, магазин одна. На ней для большей убедительности — черные непрозрачные очки. Ни один из выходящих покупателей не придерживает дверь женщине: Светлане приходится искать ручку на ощупь. Две минуты – и она выходит из магазина с покупками: пакетом с 250 граммами творога и маленькой баночкой сметаны. На внешний вид товар свежий, об этом же говорит и дата производства. Про сметану Светлана спросила в магазине: продавец в магазине заверила женщину, что товар привезен сегодня утром.

Садимся в машину, где заблаговременно мной приготовлены кухонные весы. Взвешиваем творог. Напомню, Светлана взяла упаковку 250 граммов. На весах — 256. На шесть граммов больше!

Стоимость сметаны указана на самой банке: 43 рубля. Светлана отмечает: вначале продавец назвала цену на рубль больше. Когда женщина переспросила на кассе, продавец сообщила реальную стоимость. Может быть, это из-за того, что в магазине было людно, а может быть, продавец изначально просто невнимательно посмотрела. Взвешиваем сметану и, исходя из полученных цифр, рассчитываем стоимость. Получаем 39 рублей. Заходим в магазин и интересуемся, почему такая разница. Продавец объясняет:  в итоговую сумму помимо стоимости сметаны включается и цена пластмассовой банки. Разница в четыре рубля и есть та сумма, которую платит каждый покупатель, когда приобретает сметанный продукт в банках.

НЕСВЕЖЕСТЬ ФРУКТОВ И НЕИСПРАВНЫЕ ВЕСЫ

К торговой уличной палатке Светлана подходит также одна. Я пристраиваюсь с краю, продавец меня не замечает. Светлана интересуется, сколько стоят бананы и киви, а также, свежие ли фрукты.

— Все свежее! Сегодня привезли. 85 рублей бананы и 150 киви за килограмм! – отвечает продавец.

Замечу, что цена, указанная на витрине, составляет 95 рублей.

— Мне три банана и два киви, пожалуйста, – просит моя спутница.

— Так, 730 граммов выходят три банана, 155 граммов — киви. С вас 85 рублей, – будто бы заученно произносит продавец.

Светлана отдает сторублевую купюру, забирает сдачу и фрукты. Достаем фрукты из пакета. Да, свежесть желать лучшего: на бананах уже появились коричневые пятна, а один киви оказался гнилой. Светлана расстраивается.  Перевешиваем в машине. Интересно, что реальный вес трех бананов составляет 650 граммов, киви — 140 граммов. Искренне удивляемся и решаем проверить «честность» моих весов в соседнем хлебном магазине. Продавец выслушивает нашу просьбу и с радостью соглашается помочь. Как итог: вес фруктов в точности совпадает с цифрами, которые показали мои весы. Рассчитываем реальную стоимость покупки. За киви женщина должна была заплатить 21 рубль, за бананы — 55 рублей. Общая стоимость покупки составила 76 рублей.

Подхожу к продавцу со своими весами и фруктами. Спрашиваю, почему получилась такая разница в весе и стоимости покупки, а также отмечаю несвежесть фруктов. Продавец изображает искренне удивление на лице

— Наверное, весы неисправны, – отвечает продавец, стоя за витриной. – Сейчас буду звонить хозяину, чтобы привез новые.

Женщина протягивает зажатые в руки 10 рублей — разница между реальной и ложной стоимостью фруктов.

— Не знаю, почему на киви гниль, а на бананах пятна! Не заметила, видимо, – объясняет продавщица несвежесть продуктов.

Даже не извинились

Светлана признается, что обычно не перевешивает продукты.

— Теперь понимаю, что надо это делать! – подводит итог моя спутница.

Женщина говорит, что расстроилась, ведь она в очередной раз убедилась: люди используют недостатки других в личных корыстных целях.

На самом деле, эмоций и мыслей по поводу эксперимента достаточно много. Но главное все-таки – непонимание поведения продавщицы в продуктовой палатке. Уверена, Светлана – не единственная пострадавшая от недобросовестных продавцов, не каждый здоровый человек будет перевешивать продукты, а тут — слепой! Понятное дело, такому человеку проверить свежесть продуктов сразу чаще всего невозможно. Поэтому и возникают подобные ситуации. Удивило и то, что продавец элементарно не извинилась перед Светланой.

Мы не будем говорить о том, что следует покупать продукты только в проверенных магазинах. Далеко не все продавцы оказываются недобросовестными. Пример тому — продавец молочного.

Ирина ПОПКОВА