Прямоугольник в воздухе

«Дайте мне, пожалуйста, два пакета того молока», «Подскажите, где находится отдел с консервами?», «А у вас нет свежего номера журнала?» – эти и другие подобные фразы ежедневно слышат сотрудники магазинов и ларьков. Но бывают и не совсем обычные (даже непривычные) ситуации, когда покупатель — глухой человек. Алексей Литвин, инвалид с детства по слуху, согласился поучаствовать в эксперименте и проверить, как отнесутся к нему сотрудники магазинов.

Связь с Алексеем держу через социальные сети — звонить по телефону бессмысленно. Договариваемся о «контрольных точках» и уясняем для себя все нюансы, чтобы во время проверки не возникло каких-либо загвоздок. Предлагаю молодому человеку три места для посещения: почтовое отделение на  ул. Делегатской, магазин «Меркурий» (в народе «сорок четвертый») и ларёк с газетами и журналами вблизи общежития на проспекте Победы. Соглашается.

В назначенное время встречаемся.  Общаться с Алексеем, я думала, будет намного труднее. Нет, ни капельки! С первой минуты парень поражает своей доброй улыбкой и горящими интересом глазами. Под рукой у меня ручка и блокнот — чтобы удобно писать «подсказки». Еще раз повторяем (точнее, описываем) все то, что обговаривали. Алексей смотрит на меня с некой ухмылкой. Пишу: «Что-то не так?». Отвечает: «Ты смешно и непонятно пытаешься показать слова на языке жестов. Я умею читать по губам — так что ты говори, а я буду писать». Небольшая пауза. В этой ситуации уже неловко мне…

Идем на почту. Захожу первая и встаю у витрины с книгами, следом заходит мой новый знакомый и встает в очередь. Затем в очередь, и без того длинную, встаю я. Испытываю нарастающее чувство волнения. Алексей со стороны  выглядит очень даже спокойно. Задача парня — отправить заказное письмо с уведомлением в Екатеринбург. Справится или нет? Все ли сделает так, как нужно? Поймет ли его работник почты? Пока гоняю эти мысли, подошла очередь тайного «агента».

Парень вырисовывает в воздухе прямоугольник, мол,  конверт большой дайте. Женщина недоуменно смотрит на Алексея. Новый знакомый заново повторяет. Кажется, его поняли. Почтовый работник приносит нужных размеров конверт, правда, без полей для заполнения. Следом протягивает маленький конверт со словами: «Это как пример для заполнения». Но парень-то не слышит! Поняв свою ошибку, Римма Бакиева (а именно так зовут почтового работника) указывает пальцами на надписи маленького конверта, затем демонстрирует их отсутствие на большом. Алексей отходит в сторонку и начинает заполнять. Пока парень занят, почтовый работник обслуживает других людей, в том числе и меня. Невнятно бормоча что-то  про подписку для журнала, становлюсь рядом с молодым человеком и заполняю свой бланк.

А вот  Алексей заполнил конверт. Забывшись, женщина спрашивает парня, как он будет отправлять письмо. Мой «напарник», заметив неловкость почтальона, пишет в блокноте: «Мне нужно отправить заказным письмом с уведомлением». Сказано — сделано. Женщина выдает Алексею уведомление и опять же, пальцами, показывает, как заполнять. Пока он занят, почтовый работник оформляет письмо и пробивает чек. «С вас 86 рублей 60 копеек» – произносит в пустоту женщина. Молчание. Алексей заполняет уведомление. Кто-то в очереди начинает нелестные высказывания в адрес молодого человека, мол, глухой да еще и ходит куда-то, только очередь задерживает. Но эти фразы быстро прерывает мужчина из той же очереди: «Если пришел — значит, так нужно. Он такой же, как и мы, только с проблемами слуха. В этом нет ничего необычного». Почтовый работник пишет на листочке нужную сумму для оплаты и принимает у Алексея уведомление и деньги. Чек выдан, письмо отправлено. Справились!

Идем в «сорок четвертый»  магазин. Первой  захожу я. Направляюсь к прилавку с молочной продукцией. Алексей идет за мной. Прошу продавца: «Дайте мне, пожалуйста, лысьвенское АТПовское молоко».  Покупаю. Становлюсь рядышком, убирая молоко в сумку. Алексей молча подходит к прилавку, указывает на нужный ему пакет и протягивает пятьдесят рублей. Продавец с первого раза достает нужный товар. И здесь победа!

Последняя точка для проверки — ларёк с печатной продукцией. Алексей подходит к окошку и пальцем указывает на газету «Искра». Женщина протягивает ему субботний номер газеты. Молодой человек мотает головой, как бы повторяя: «Нет, мне нужен другой номер — за четверг». Женщина не понимает. Алексей вновь показывает на газету, затем водит пальцем по дате выпуска. Здесь женщина его понимает и протягивает нужный выпуск.

Все покупки совершены, письмо отправлено. Отходим в сторонку и «списываемся» друг с другом в блокноте. Спрашиваю: «Ты выглядел спокойно. Часто ходишь в магазины?» – «Нет. В магазин я хожу по необходимости, а крупные покупки всегда делаю со своими родителями».

Договариваемся, что вечером Алексей напишет мне свои впечатления в социальной сети. Благодарю парня, и мы расходимся.

Алексей сдерживает слово. Вечером молодой человек рассказывает:

— Во время эксперимента мне было нетрудно. Стеснения не было, была неловкость: в очереди на почте стояли другие люди, а я их задерживал. На почту хожу несколько раз в месяц. Получаю посылки и письма, операторы знают меня и относятся с пониманием.

Интересуюсь, были ли случаи, когда отказывались обслуживать. Ответ отрицательный. Молодой человек пишет, что консультанты или продавцы всегда тактичны, вежливы и терпеливы. Возможно, это от того, что Алексей ходит лишь в большие магазины, например, в «Пятерочку» или «Магнит».

Лично для меня было бы трудно понять глухого человека. Выбрать из большого количества продукции, не слыша самого желания покупателя о том, что нужно, мне кажется, непросто. Здесь нужно чётко увидеть, что просит такой покупатель. Также стоит проявить терпение, ведь порой приходится жестами несколько раз показывать, как нужно делать.

От нашего эксперимента остались положительные эмоции, ведь все задачи выполнены. Омрачило лишь то, что некоторые все-таки нелестно высказываются в адрес людей с недугом. Как бы ни старались «другие», они еще долго не будут «своими» в обществе. Жаль!

Ирина Попкова
студентка 2-го курса
факультета журналистики УрФУ
Лысьва