Слева направо: П. С. Фокин, Т. Ю. Абдуллина,
М. Г. Решетников, Т. И. Марголина
Новый губернатор – новое знакомство с социальными проблемами в крае, касающимися положения инвалидов. Безусловно, проблем много, какого вопроса ни коснись. Совет обратился к рассмотрению трех из них: трудоустройства, образования, культуры.
Вместе с председательствующим губернатором М. Г. Решетниковым вели Совет заместитель председателя правительства Пермского края Т. Ю. Абдуллина, и.о. министра социального развития Пермского края П. С. Фокин, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Т. И. Марголина.
Вслед за вступительным словом главы региона М. Г. Решетникова с докладами выступили зам. председателя Правительства края Т. Ю Абдуллина, министр образования и науки Пермского края Р. А. Кассина, и.о. министра культуры Пермского края Г. Д. Кокоулина, и.о. заместителя руководителя Агентства по занятости населения Пермского края О. А. Корепанов, председатель ПКО ВОИ Н. А. Романова и другие.
Встреча с Максимом Геннадьевичем Решетниковым, проводившим Совет по делам инвалидов при губернаторе Пермского края, проходила в не совсем привычном формате. Заинтересованное внимание первого руководителя края к каждому докладу, активное обсуждение с комментариями по ходу рассматриваемой проблемы, конкретные дополнения и указания – все вместе создавало продуктивный настрой на дальнейшую работу Совета и после заседания.
В замечаниях, уточнениях и комментариях чувствовалось основательное знакомство с материалом во взаимосвязи, казалось бы, самостоятельных вопросов – трудоустройства инвалидов и образования, равно как и вопросов культуры.
В ходе обсуждения поднятых докладчиками вопросов участниками Совета были внесены существенные дополнения и предложения, которые могут способствовать решению проблем.
В результате работы Совета принято решение, в котором четко прописаны обязательства и предписания по каждому направлению, требующему неотложного разрешения. Стоит отметить и тот факт, что в нем нашли отражение почти все предложения представителей общественных организаций. Четко обозначены ответственные структуры – министерства и агентства – и сроки исполнения.
* * *
Исполняющий обязанности губернатора Пермского края М. Г. Решетников представил членам Совета увиденную им ситуацию с трудоустройством, образованием и культурой, в которой приходится жить немалочисленной категории инвалидов и которая стала темой обсуждения на заседании Совета:
– В формате открытого откровенного диалога мы вместе будем искать пути решения. Рассмотрим обозначенные вопросы доступности образования для детей с ограниченными возможностями и затем дальнейшего трудоустройства, развитие социальной интеграции и доступность учреждений культуры.
Приоритет государственной политики и наша задача – создать условия для полноценной жизни людей с ОВЗ с тем, чтобы, насколько это возможно, они перестали чувствовать свои возможности ограниченными. В первую очередь это вопросы передвижения, т.е. снятие физических преград на мобильность, а также снятие ограничений на возможность зарабатывать и реализовывать те таланты, которые есть.
Признателен всем, кто состоит в Совете по делам инвалидов в Пермском крае, – вы, а это самое главное, вы – неравнодушны, вы – профессионалы.
В Пермском крае проделана большая работа по социальной адаптации, по формированию безбарьерной среды, 45% социальных учреждений соответствуют требованиям по доступности – это не тот показатель, который должен нас устраивать. Мы должны выходить на показатель 100 %-ной доступности.
В целом, если говорить по цифрам, то на сегодняшний день в Пермском крае проживает около 230 тыс. инвалидов. Из них каждый 4-й трудоспособного возраста, только 20% устроены на работу. Потому вопрос трудоустройства можно считать одним из ключевых. И этот вопрос комплексно затрагивает и вопросы образования, и отношение работодателей, и вообще вопросы доступности общества. Здесь нам с вами предстоит большая работа.
К сожалению, пока при содействии центра занятости трудоустраивается только треть от тех прикамцев, которые туда обращаются. Поэтому жду от коллег в докладах конкретных предложений.
Край у нас значительно продвинулся в деле вовлечения особых детей в образовательное пространство. У нас среднее общее образование получают почти 20 тыс. детей. И в том числе более 5 тыс. – это дети-инвалиды.
Существуют разные траектории образования для этих детишек: специальные классы в обычных школах, инклюзивное образование, вероятно, наиболее приемлемое. Существует также дистанционная форма обучения.
Достаточно развито профессиональное обучение, образование таких детей. На сегодняшний момент 2 300 детей с ОВЗ учатся в техникумах и колледжах. Им доступно 57 специальностей и профессий. Однако следующее звено преемственности, которое должно вести выпускников к работодателям, требует серьезных доработок. Именно эти вопросы являются самыми актуальными и по сути сводят на нет все усилия по реабилитации и адаптации инвалидов. Нам как раз нужно эту цепочку достроить до конца – до конечного работодателя. И главное, обсудить вопросы индивидуального сопровождения этих детей.
По просмотренным материалам и разговорам с коллегами у меня возникло ощущение некой ведомственной разобщенности между системами образования, системами службы занятости и системой соцзащиты. Поэтому мне бы хотелось услышать мнение представителей общественных организаций. Если есть такая проблема, то нам вместе решать, как ее преодолевать. Ну и вопрос о работодателях. Далеко не все хотят, не все готовы. Не в полной мере у нас работает механизм квотирования. И нам надо внимательно посмотреть, насколько он вообще работает. Здесь тоже предстоит немало сделать.
И еще один важный вопрос, который стоит на повестке дня, – это создание условий для социальной интеграции людей с особенностями здоровья через культуру и искусство. Мы тоже поэтапно двигаемся, но сегодня чуть более 42% учреждений культуры доступны. На территории края эта ситуация существенно отличается даже от городской в Перми.
Есть в крае успешный опыт реализации творческих мероприятий для людей с ОВЗ. Имеется и опыт поддержки социокультурных инициатив.
Хотелось бы обратиться к представителям института гражданского общества, потому что тема социальной адаптации инвалидов, выстраивания эффективной системы исключительно руками чиновников – вещь неправильная и невозможная. Поэтому прошу вас максимально активно ставить перед нами вопросы, проблемы и в то же время вместе искать пути решения, потому что далеко не всегда хватит наших возможностей, они тоже ограничены. Чтобы все вместе мы находили наилучшие решения из имеющихся вариантов. Поэтому жду от всех идей и конструктивных предложений. Ожидаю критических замечаний.
В последующих встречах, которые необходимы не раз в году, мы будем фиксировать наши договоренности.
* * *
Системные проблемы формирования доступности услуг объектов культуры для инвалидов
Из доклада Н.А. Романовой, председателя Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (в сокращении)
– Приобщение к искусству помогает ускорить процессы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов. Действительно, в Пермском крае в последние годы много сделано для развития творческого потенциала людей с инвалидностью. Всем известен прославленный коллектив танцев на колясках «Гротеск», многократный победитель международных чемпионатов – бренд Пермского края. Именно этому коллективу было поручено открывать Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году.
Однако существует ряд проблем, которые не позволяют в полной мере обеспечить право инвалидов участвовать наравне с другими в социокультурной жизни. Сами инвалиды в первую очередь выделяют барьеры среды.
В 2015 году были проведены работы по адаптации центральной библиотеки им. А.С. Пушкина для инвалидов: приобретены индукционная петля, тифлофлешплеер, сотрудники прошли обучение жестовому языку, организован доступ к базе аудиокниг, приобретен подъемник для инвалидов на креслах-колясках, проходы и столы адаптированы под потребности инвалидов. Считаем, что это достаточно разумный подход.
Отсутствие специализированного для инвалидов-колясочников санузла в библиотеке нивелирует доступность всего объекта для инвалидов на креслах-колясках – объект становится автоматически недоступным для них. Первая проблема, которая вытекает из этого примера, – отсутствует комплексный подход к оборудованию объекта.
Комплексный подход предусматривает создание доступной среды для инвалидов всех категорий. В то время как при адаптации объекта зачастую не предусматриваются меры доступности для инвалидов с нарушением зрения и слуха. Контрастные маркировки на прозрачных дверях и контрастные полосы – это лишь малая часть того, что нужно.
На адаптацию трех культурных объектов Кишертского района выделено 150 тыс. рублей, которые использованы, на наш взгляд, неэффективно: на эти деньги установлены кнопки вызова и исполненные в нарушение нормативов пандусы. Подобный фрагментарный подход нецелесообразен. Размазывание денег не способно создать реальную доступную среду, лишь улучшает отчетность органов власти.
К сожалению, подобный подход наблюдается в большинстве муниципальных образований Пермского края. Почему так происходит?
Очевидно, отсутствует система контроля на всех стадиях адаптации и строительства объекта, начиная с проектирования и заканчивая организацией процесса обслуживания объекта для инвалидов. Отсутствуют квалифицированные сотрудники в области формирования доступной среды. Профессионалов практически нет, потому что темы доступной среды в программах профессионального образования, как и в программах повышения квалификации и профессионального переобучения, нет. Непрофессионализм ведет к многочисленным нарушениям при осуществлении мер доступности. Отсутствует механизм привлечения независимой экспертизы и общественных организаций на всех стадиях адаптации и строительства объекта. За некачественную работу исполнители не привлекаются к ответственности.
Вот первые и важные причины формального подхода при создании доступной среды.
Хочется обратить внимание еще на один «тренд», создающий псевдодоступность. В погоне за дешевизной во многих объектах стали приобретаться гусеничные подъемники. Организация ПКО ВОИ неоднократно выступала против их приобретения. Причины для этого веские – в нормативных документах отсутствуют положения, устанавливающие требования безопасности и доступности к гусеничным подъемникам; чаще всего подъемник не может быть использован для транспортировки людей с инвалидностью на электроколяске и коляске активного типа с низкой спинкой и отсутствием ручек для сопровождающего; относительно безопасная эксплуатация подъемника возможна только в случае наличия обученного специалиста, правильного оборудования лестничного марша с учетом мельчайших деталей. Небольшое отклонение от требований инструкции по использованию подъемного устройства может привести к травмоопасной ситуации для инвалида.
Стоит заметить, наличие любого подъемника не гарантирует получение услуги. Например, в Пермском театре оперы и балеты при наличии подъемника инвалидов на креслах-колясках всегда поднимают на руках, аргументируя тем, что для использования подъемника требуется освободить лестницу от ковра.
Одной из основополагающих проблем в формировании доступной среды является ведомственная разобщенность. Министерства, муниципальные образования, отдельные учреждения создают доступную среду исходя из своего понимания, потому что строительные правила закрывают не все вопросы. Наблюдается очевидное противоречие в законодательстве, а самое главное – отсутствует четкая градостроительная концепция формирования доступной среды в Пермском крае. В то же время ресурсов координирующего органа – Министерства социального развития – недостаточно для исполнения возложенных на него задач.
Исходя их вышеперечисленного, предлагаем:
Создать самостоятельное ведомство по контролю за всеми этапами процесса формирования доступной среды для инвалидов в Пермском крае (с достаточным профессиональным штатом для исполнения возложенных на них задач).
Разработать региональную градостроительную политику развития доступной среды для инвалидов, в основе которой был бы заложен принцип строительства (адаптации) городской (сельской) инфраструктуры в русле единой концепции на всей территории Пермского края.
Разработать механизм привлечения независимой экспертизы и общественных организаций инвалидов на всех стадиях адаптации (строительства) объекта