
Я давно увлекаюсь философией. Причём абстрактные выкладки, скорее, раздражают. Но каждый философ – это «фокус» какой-либо идеи или нескольких идей. Как ни странно, эти идеи могут быть опорой в жизни любого думающего человека, в том числе и нас, людей с ОВЗ.
Ницше привлек меня прежде всего отношением к здоровью. Впервые эта категория приобрела, благодаря ему, философское звучание.
Этот человек всю жизнь страдал от изматывающих приступов мигрени. Именно болезнь научила его смотреть на мир с точки зрения больного и здорового человека. Он не раз был в плену у «психологии упадка», когда человека охватывает обида на весь мир и зависть к здоровым. Но он также знает опыт преодоления этого «упадка», то есть полного запрета опускаться до этих чувств.
Философ дает интересный совет. Противопоставлять болезни, по возможности, радость и чувство полноты жизни, активизировать волю к ней. При улучшении находить яркое в самых незначительных явлениях. Он вводит совершенно новый критерий: «Что идет на увеличение жизненных сил – полезно, к их упадку – вредно».
Интересно, что Ницше связывает эти состояния с волей к власти. Я думаю, потому, что власть – это самый сильный конгломерат энергии. Ницше считал, что движущей силой человека является не выживание или удовольствие, а воля к власти — стремление к расширению своих возможностей, к творчеству и преодолению себя. Это не жажда господства над другими, а внутренняя энергия, проявляющаяся в искусстве, науке или личных достижениях. «Жизнь стремится к максимуму чувства власти», —
писал он.
Поэтому философу и претит христианство как религия упадка.
С этим можно спорить. Слишком много граней у любой религии – от аскезы до полного расцвета человека.
Бренд Ницше – его идея о Сверхчеловеке, которая появляется в книге «Так говорил Заратустра». Печальный парадокс истории: сестра философа, ярая сторонница нацизма, позаботилась о том, чтобы эта идея легла в основу человеконенавистнического движения. Между тем, по Ницше, Сверхчеловек – существо, преодолевшее ограничения косной морали и создающее собственные ценности. Это не «супергерой», а человек, который отвергает стадный инстинкт, стремится к саморазвитию и принимает жизнь во всей ее сложности. Сверхчеловек — это призыв к полноте своей миссии: «Стань тем, кто ты есть!»
Человек, по Ницше, — не единая личность, а набор масок и ролей, за которыми скрываются противоречивые импульсы. В работе «По ту сторону добра и зла» он писал: «В человеке тварь и творец соединены воедино». Эта идея субличностей не нова для психологов. Но часто уходят годы, чтобы принять собственную тень.
Автор «Рождения трагедии» видел в искусстве противоядие от страданий. Он противопоставлял дионисийское (хаотичное, эмоциональное) и аполлоническое (упорядоченное, рациональное) начала. Искусство позволяет утверждать жизнь даже в ее трагичности, превращая боль в красоту.
Ницше считал, что чувство вины и самоограничение — это формы самоуничтожения. Он видел в них подавление жизненной энергии и призывал освободиться от «тирании долга», заменив ее «любовью к судьбе» (Amor Fati) – полному ее принятию, включая страдания и ошибки. «То, что не убивает меня, делает меня сильнее».
Так кто такой этот человек для меня? Певец мощности человека и жизни.
Светлана Жигиль