РЫЧАГ НЕЗАВИСИМОСТИ

Сдаем на водительские права

Эти водители ничем не отличаются от остальных. Их особенность замечают тогда, когда они, прежде чем выйти из машины, вытаскивают инвалидную коляску, пересаживаясь с одних колёс на другие.

Председатель Всероссийского общества инвалидов, зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев считает, что Министерству труда РФ и правительству России необходимо изыскать средства для включения в перечень технических средств реабилитации для инвалидов автомобилей с ручным управлением. Об этом он заявил в эфире «Радио России». Терентьев отметил, что фонд «Защитники Отечества» уже выдает ветеранам СВО автомобили с ручным управлением.

Старшее поколение, наверно, помнит, как несколько лет назад на городских улицах ездили автомобили «Ока» со знаком «За рулем инвалид». До 2005 года «особым» водителям автомобили с ручным управлением приобретали за счет государства. Сегодня таких машин практически не встретить.

Для ампутантов, инвалидов-колясочников автомобиль – это способ самостоятельного передвижения.

Больше 10 лет ездит на машине с ручным управлением Сергей Екименко. Он согласен с тем, что автомобиль – это не роскошь, а независимость. «Я бы без машины не добился того, чего сейчас добился. Мне нужно ездить на работу и с работы, на репетицию ансамбля «Зеленая карета», на соревнования по новусу и обратно. Также я своих друзей подвожу, которым трудно передвигаться без автомобиля. Машина – наши ноги, колеса и все-все-все, это необходимый атрибут, так же, как и инвалидная коляска», – говорит Сергей.

Многие члены Пермской краевой организации ВОИ ездят на автомобилях с ручным управлением. Кто-то уже купил машину с управлением на руле, а кто-то установил такое управление через фирму, заплатив немалые средства. Благодаря личному авто, инвалиды-колясочники успевают работать и участвовать во многих мероприятиях. Машина также необходима для перевозки различных грузов, особенно в сельской местности.

В Перми у людей с инвалидностью есть возможность научиться вождению автомобиля. Обучение по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» осуществляет Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Новый опыт».

Ее руководитель Дмитрий Ольховский рассказал:
Мы единственные, кто обучает людей с ограниченными возможностями здоровья водить автомобиль с ручным управлением. В других автошколах таких машин нет. Среди выпускников нашей школы есть обычные люди, параспортсмены, танцоры «Гротеска», ветераны военных действий. Приходят ребята с СВО с поражением нижних конечностей. Раньше они водили машину, у них даже есть права. Но человек, который когда-то пользовался ножным тормозом, должен научиться пользоваться ручным. Для этого в нашей школе есть курс переподготовки, разработана специальная учебная программа, по которой нужно наездить 25 часов с инструктором на машине с ручным управлением.

Для тех, кто имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом, практические занятия проводятся на специально оборудованном автомобиле «Lada Granta» (ручное управление). Автомобиль для практических занятий предоставлен Министерством труда и социального развития Пермского края.

Контакты автошколы можно узнать на сайте Пермской краевой организации ВОИ.
К будущим водителям с особенностями здоровья в авто­школе относятся так же, как и к остальным, разве что чуть внимательнее. Для них нет специальных методичек, правил – на дороге все равны. А вот сами «особые» ученики, по мнению инструктора, сразу выделяются своим усердием. Если инвалиду удалось накопить только на автомобиль с механической коробкой, то установка российского ручного управления, регистрация в Госавтоинспекции обойдётся примерно в … 50 тысяч! Есть те, кто сами пытаются купить и установить ручное управление.
– Не нужно изобретать велосипед, – говорит директор автошколы Дмитрий Ольховский. – Легче на стадии покупки заказать у производителя автомобиль с ручным управлением, чем устанавливать его самостоятельно. У нас есть хороший специалист – Артур Варфоламеев, он может подсказать, как правильно отрегулировать ручное управление.

Все технические средства реабилитации, положенные людям с инвалидностью, прописаны в ИПРА. Действительно, в заключении ИПРА врачи МСЭ указывают медицинские показания, по которым инвалид не в состоянии или, напротив, имеет право водить автомобиль. Правда, по программе реабилитации выдача транспорта в качестве ТСР не предполагается.

Надежда Иванова