ПЕРЕКРЁСТОК СУДЕБ

Какой пермяк не знает семиэтажку на перекрёстке Сибирской и Советской – ту самую гостиницу «Центральная», которая сыграла важную роль в истории города?

В годы войны гостиница приняла эвакуированных в город Молотов деятелей культуры и искусства, ученых, командированных на оборонные предприятия инженеров и конструкторов, бакинских нефтяников, присланных на разработку нефтеносных пластов в районе Краснокамского нефтепромысла, летчиков Ленинградского фронта, прилетавших за авиадвигателями.
Гостиница, рассчитанная на 367 человек, вместила намного больше жильцов.

Пятый этаж здания был выделен ведущим артистам, музыкантам и руководителям Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, композиторам. Здесь жили директор театра Е. Радин; дирижеры А. Пазовский, Д. Похитонов, П. Фельдт, Б. Хайкин; композиторы М. Коваль, Д. Прицкер, С. Прокофьев, A. Хачатурян, Г. Фарди, Л. Ходжа-Эйнатов и другие.

Также в гостинице жили эвакуированные из Ленинграда вместе с театром оперы и балета танцовщицы Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская.

Население города увеличивается почти вдвое. Тогда думали, что война закончится быстро, а она затянулась на четыре года.
Здание гостиницы «Центральная» горожанами называлась просто – «Семиэтажка».

Хачатурян в Перми. 1942 год

«Семиэтажка» служила пристанищем для огромного числа творческой интеллигенции со всего Советского Союза. Арам Хачатурян написал здесь знаменитый «Танец с саблями», Вениамин Каверин – главы романа «Два капитана», Сергей Прокофьев – партитуру балета «Золушка».

В разное время постояльцами гостиницы становились Лиля Брик, Виталий Бианки, Галина Уланова и даже Вольф Мессинг.

Художественные ценности Русского музея и Эрмитажа также были вывезены в Молотов (старое название Перми).

Вообще в годы эвакуации во время войны наша Пермь приютила огромное количество известных и не очень людей. Гостиница «Центральная» для них стала вторым домом.

В течение года Хачатурян работал над музыкой к балету «Гаянэ», которую было решено ставить в Молотовском театре.
В своих воспоминаниях композитор писал:
«Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице Центральная. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве – пище духовной – нуждались все – и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты — это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»
А «Танец с саблями» родился буквально за вечер: «Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи все было готово. В 11 утра танец прозвучал на репетиции К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная».

В 1941–1942 гг. в эвакуации в Молотове жили Лиля Брик со своим мужем, литературоведом Василием Катаняном, и Осип Брик с женой Евгенией Соколовой-Жемчужиной. Всей компанией они снимали дом в Нижней Курье.
Этот дом сохранился и до наших дней.

Нижняя Курья, Пермь

Осип Брик и Василий Катанян работали в газете «Звезда» и на радио, выступали с лекциями о Маяковском. Лиля писала воспоминания о Маяковском, которые и вышли в Перми.

В марте 2023 года у гостиницы вновь главная роль, на этот раз – на сцене Театра-Театра, где в год 300-летия Перми прошла премьера драматического спектакля «Гостиница Центральная» (16+). Для создателей спектакля гостиница «Центральная» – метафора генетической и культурной памяти, памяти места и памяти вообще.
Авторы спектакля рассказывают о знаковой для города «Семиэтажке» через три временных пласта: 40-е годы, 60-е, современность. Зрители словно оказываются на съемочной площадке, где создается фильм про гостиницу и ее постояльцев, про Пермь и ее жителей. Образ города из прошлого дополняют стихи и живая музыка.

Светлана Жигиль