Жизнь в интернате сделала меня сильной

12

Пименова Наталья Александровна
Преподаватель коррекционной школы № 154, в 2015 году она была удостоена премии «Преодоление» в номинации «Образование и наука», которая вручалась из рук мэра в восьмой раз.

Каждый в свой срок прощается с детством, но пока живы наши родители, мы продолжаем чувствовать себя детьми. Наташа Пименова повзрослела рано. Когда ей было 6 лет, маму забрала болезнь. Сироту приютила престарелая бабушка, но, учитывая все трудности, вынуждена была отдать внучку в интернат для слабовидящих детей. Там Наташа жила и училась. На каникулы же неизменно возвращалась к бабушке, которую очень любила.

– Наверное, так нужно было, – философски замечает Наталья Александровна. – Жизнь в интернате сделала меня сильной и самодостаточной.

Каким бы хорошим ни был интернат, но детский коллектив слабостей не прощает. Слабаки всюду выталкиваются на периферию жизни. Наташа не была «с краю». В интернате у неё обнаружился хороший голос, и девочка с удовольствием пела в хоре и на мероприятиях, организуемых заводной пионервожатой Викторией Романовной, несущей по жизни оптимизм, как флаг. Любовь к песне осталась с Натальей Пименовой на всю жизнь. Она и сейчас главный запевала на школьных праздниках. И всё же самое тёплое воспоминание о том времени – первая учительница Изабелла Ивановна Бакина. Дети, волею судьбы оторванные от дома, грелись в лучах её материнского участия. К тому же у маленькой Наташи ещё свежа была рана от потери самого близкого человека.

Неудивительно, что именно Изабелла Ивановна заронила в детскую душу мечту стать учительницей. И Наталья не изменила  мечте, хотя путь к ней был тернист. За стенами интерната рассчитывать особо было не на кого – бабушка совсем состарилась, и после окончания школы Наталья устроилась на завод «Велта». Следующим шагом стало поступление на вечернее отделение педучилища. Несколько лет пронеслось в режиме цейтнота: днём – работа, вечером – учёба,  прежде чем в руках оказался новенький диплом, с которым молодой специалист пришла трудоустраиваться в школу для детей-инвалидов под руководством В. В. Жданова. Здесь Наталья получила начальный педагогический опыт. Время это совпало и с приобретением первого семейного опыта. Через два года молодая семья  пополнилась новым членом. Когда сын немного подрос, Наталья Александровна пришла в школу №154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. С тех пор место её работы остаётся неизменным, а общий педагогический стаж на сегодняшний день равен четверти века.

Как всякий учитель, преподающий адаптированную образовательную программу для умственно отсталых детей, наша героиня является универсалом. Она – математик и историк, географ и биолог, преподаватель русского языка и чтения, рисования и СБО (социально-бытовое ориентирование). Программа рассчитана на детей с 5-го по 9-й класс. Последний предмет – социально-бытовое ориентирование – имеет особое значение для её учеников, учитывая их трудности приспособления к социуму. Известный психолог  Выготский обращал внимание на то, что всякий недостаток – интеллектуальный или телесный – влияет не только на отношение его носителя к миру, но и сказывается на отношениях с людьми. Поэтому очень важно дать этим детям навыки общения, вложить  представление о жизни в самых разных её проявлениях и таким образом подготовить к самостоятельной жизни. Программа курса СБО включает следующие разделы: «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Семья», «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание». Отношение к этому предмету у Натальи Александровны имеет личную окраску. Сложности перехода из интернатовской среды в большую жизнь она познала на собственном опыте.

По школьному звонку в 9 часов  начинается урок. В классе 10-12 учеников. На мой вопрос – не много ли, учитывая специфику детей, собеседница отвечает с улыбкой:

– Справляюсь. У меня такой темперамент, что я успеваю и этого спросить, и того проверить.

Уроки длятся до 14 – 14.30. После школьных занятий наш педагог спешит домой, но не к себе, а к ученикам, находящимся на надомном обучении. Причины могут быть разные – поражение опорно-двигательного аппарата или сопутствующее психическое заболевание, например, аутизм. У одного учителя обычно два таких ученика. Педагог приходит к ним 2 раза в неделю. Одно занятие включает 5 уроков по 40 минут.

У детей с проблемами интеллекта снижен интерес к познанию нового или он кратковременный, ослаблена память, поэтому учителю приходится очень постараться, чтобы зафиксировать внимание и сделать всё возможное, чтобы материал отложился в голове.

– Подавать материал нужно эмоционально, увлечённо. В нашей работе нельзя без увлечённости, – один из ее профессиональных методов.

– Есть ли результат от занятий и как он проявляется?  — интересуюсь я.

– Если поначалу ребёнок рассеян и ему приходится повторять одно и то же несколько раз, то со временем внимание улучшается, он быстрее схватывает, и с ним легче взаимодействовать.

Благодаря обучению основная масса детей с ослабленным интеллектом вполне адаптируется в жизни. Они заканчивают училище и трудоустраиваются. Самые популярные профессии – повар, слесарь, швея. «Высший пилотаж» — профессия парикмахера. Став взрослыми, бывшие воспитанники Натальи Александровны неотличимы от большинства добропорядочных граждан – так же ходят на работу, заводят семьи, растят детей. Причём их дети зачастую ходят в обычные школы. Необучаемыми признаётся примерно 1 % детей, имеющих тяжёлую степень снижения интеллекта. Эта патология, как правило, сочетается с серьёзными заболеваниями внутренних органов, поэтому продолжительность жизни страдальцев обычно невелика.

– Я требовательный учитель, – продолжает собеседница, – потому что от школьной подготовки зависит будущее наших детей. И вообще я люблю свою работу.

– А как же бесконечные отчёты, изматывающая писанина? – задаю провокационный вопрос.

– Поначалу было трудно. Сидела с бумагами почти до 11 часов вечера, но со временем пришёл опыт, и сейчас это для меня не проблема. Зато как приятно получать сообщение «ВКонтакте», что кто-то скучает по моим урокам или просто слова благодарности от бывших учеников.

По признанию собеседницы, уже после двухнедельной отпускной поездки душа зовёт в класс. Похоже, для учителя по призванию школьная стихия – необходимая среда обитания, а организму, привыкшему к жёсткому распорядку, длительная расслабленность претит. Хотя нагрузки у педагогов олимпийские, не случайно и отпуск длинней обычного. В прошлом году Наталья Александровна сделала себе подарок на юбилей, побывав на Средиземном море, в стране пирамид и фараонов.

Моя визави – энергична и по-спортивному подтянута.  Подтянутость оказалась рукотворного происхождения, как результат трехлетних занятий кинезитерапией.

– Это повышает тонус и улучшает самочувствие, – получаю пояснение.

Труд учителя не терпит халтуры. Воспитание сына –  тоже ответственный труд, который лёг на женские плечи – с мужем собеседница рассталась. Несмотря на это обстоятельство, сын вырос мужчиной. Рвался в Армию, что по нынешним временам редкость, но путь закрыла медкомиссия. Двадцатидвухлетний сын – надежда и опора матери. После окончания торгово-технологического колледжа он переквалифицировался из повара-кондитера в автослесари, не побоясь сменить белый фартук на замасленную робу.

Так расположились звёзды, что в жизни моей собеседницы появился ещё один мужчина. Она радостно сообщила, что выходит замуж.    Остаётся только пожелать новобрачным долгой, счастливой жизни. Человек, отдающий себя проблемным детям, без сомнения, достоин личного счастья.

 Мария ПАРШАКОВА