Жизнь без черновиков

Sudby2

Наталия Сова – лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства 2014 года, награждена орденом Достоевского II степени

Наталия Сова — литературный псевдоним Натальи Белоусовой (от сокращенной фамилии). Она вспоминает, что с детства увлекалась космическими приключениями. Это она говорит о своей любви к научной фантастике. Читала такие книги, как «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. А кроме того, занималась в музыкальной студии дома пионеров. Восемь лет училась играть на фортепиано и петь в хоре.

После восьмого класса поступила в Пермское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Особенно запомнилось, как ставили группой оперу в хоровом классе, которую написал товарищ по курсу.

В это же время она взяла в руки гитару, начала учиться играть на инструменте и петь. А кроме того, писать стихи и музыку. Понятно, что скоро она стала бардом — автором, исполнителем собственных песен. Начала участвовать в фестивалях авторских песен, о ней заговорили.

Мама Натальи работала специалистом в отделе научной организации труда приборостроительного завода. Она ушла из жизни шесть лет назад. Отец, Владимир Леонидович Белоусов, с 1959 г. (!) работает в инструментальном цехе Мотовилихинских заводов, хотя ему уже 77 лет. Выглядит лет на десять моложе. А ему нельзя стареть — кто будет за дочерью ухаживать? Шесть лет назад Наталья заболела – у неё рассеянный склероз, инвалидность I группы.  Отец работает на заводе во вторую смену, чтобы иметь возможность утром поднять и накормить дочь. В квартире, где Наталья живет с отцом, стоят фортепиано, клавишные и гитара. Но сегодня она может только иногда сыграть что-нибудь на клавишном инструменте.

В училище искусству дирижера Наталья училась у Александры Павловны Роговой, которая заражала всех своей энергией и страстным отношением к музыке. Дирижерско-хоровое отделение стало её первым профессиональным обучением.

Одновременно девушка продолжала петь в ансамбле «Рабочая песня», которым руководил Игорь Носков. Исполняли патриотические песни. Коллектив, кстати, существует до сих пор, под своим уже третьим названием – «Тишина», и руководитель у него тот же. Вместе с ансамб­лем Наталья ездила за границу — в Чехословакию и Италию, где ребята обучались театральному искусству по методу Ежи Гротовского.

После училища в Пермском институте искусств и культуры училась на дирижера академического хора. Диплом получила в 1996 году. Параллельно с учебой вела студию бардов в том же доме пионеров, где когда-то сама училась музыке и пела в ансамбле. Под её руководством ребята играли на гитаре и исполняли песни Окуджавы, Визбора, Кукина. Многие сами начинали сочинять стихи и музыку. Сама же она стала выступать с концертами. Длилась работа студии более десяти лет.

Настало время, когда она перешла от стихов и музыки к прозе. Если вспомнить о её давнем увлечении научной фантастикой, то это было, наверное, закономерно.  Один год проучилась на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. В 2005 году в столичном издательстве «Вагриус» вышла её первая книга под названием «Королевская книга», которую написала за год. Потом начала сочинять рассказы, похожие на сказки Андерсена — своей добротой, образностью и глубоким смыслом.

— Сначала у меня появляется идея, — говорит она, — а её художественное воплощение, образ я нахожу быстро. У меня черновиков практически нет. 

Так были созданы рассказы «Оберег», «Магазин здравого смысла», «Фестиваль похоронных оркестров» и другие, в которых проблемы нашей реальности закодированы в образах, доступных людям чувствующим и мыслящим. Творчество Натальи Совы похоже на волшебство, поскольку уже через несколько предложений читатель перестает сомневаться в реальности книжной истории.

— Когда я прочитала «Королевскую книгу» и услышала пение Натальи Белоусовой, решила пригласить её на встречу с нашими читателями, — рассказывает заведующая отделом детской библиотеки им. Кузьмина Елена Леонтьевна Герасимова, — видимо, и на литературное творчество влияет музыкальность автора — у неё красивый слог, будь то стихотворение или проза, текст просто льется. Её книги пользуются  большим спросом. О женских проблемах она пишет просто, без патетики и соплей, с чувством самоиронии. На встречи с нашими читателями-школьниками она приходила с гитарой. И после ответов на вопросы и обсуждения книг начинала петь. При этом на сцене она держалась очень скромно. Стройная, одухотворенная, с такой хрупкой душой, что иногда казалось, будто ребенок её может обидеть. Но она завораживала присутствующих своим голосом и мелодией. Наши дети удивлялись: и это она пишет фэнтэзи?

Дважды Наталья Белоусова (Сова) была участником ежегодного всероссийского форума молодых писателей.  В 2007 году была принята в Союз писателей России. В 2009 году в Перми вышла ее книга рассказов «Счастливые». А в 2013 году в серии «Антология пермской литературы» появилась книга «Когда звезды не жмурятся», которая и получила краевую премию в сфере культуры.

Проза Натальи Совы — это чистая литература, художественное произведение, в котором реальность появляется в столь зашифрованном виде, что увидишь её не сразу. Нужен не только опытный взгляд, но и чуткое сердце. Дети мало обладают первым, зато сильно превосходят взрослых во втором. Может быть, поэтому её так любят школьники. Прочитал я начало «Королевской книги»: «Когда я впервые увидела его, у него была внешность революционера-разночинца — длинные волосы, бородка, грязноватый вязаный шарф, длинное антикварное пальто и то особенное выражение бледного лица, какое бывает, если подолгу размышлять о несовершенствах мира и о способах приведения человечества к счастью: вдохновенное, решительное и одновременно  обреченное». Ну и где тут фэнтэзи? – подумал я. Но с удовольствием продолжил чтение.

Сегодня у Натальи ухудшаются память, речь, слух, зрение. По квартире передвигается в коляске с помощью отца. Периодически лежит в больнице, где ей делают переливание крови. «Плазмаферез», — произносит отец. «Плазмо-диез», — улыбается Наталья.

К великому сожалению, она уже не в состоянии заниматься творчеством. На столе компьютер и лупа, с помощью которой она иногда читает.

В комнате много книг и икон, подаренных друзьями. Ведь вера — она человека никогда не оставит. У неё часто бывают друзья, постоянно навещает председатель Пермского отделения Союза писателей России Владимир Якушев. По стене комнаты летают большие разноцветные бабочки, которые смастерила из ткани подруга Натальи. Я сижу и слушаю песню «Флейтист», которую поет автор — Наталья Белоусова. Песня существует в электронном варианте, голос идет из колонок компьютера.

Любит она, похоже, звучание этого инструмента. Вот и в её рассказе читаю: «Тор, полуприкрыв глаза, шествовал сложными зигзагами и неслышно играл на флейте мелодию Глюка из оперы  «Орфей и Эвридика».

Может быть, это она о себе рассказала?

Юрий АСЛАНЬЯН