ЖЭ – ПРИКАТИЛИ НА ЕЖЕ

Как дети с синдромом Дауна учат буквы, поговорки и читают стихи.

На начало урока у Андрея Захарова два ученика: Кузьма и Саша. Андрей разобрал историю с петушком, отработал пересказ. «Почему петушок упал в воду? Потому что лед был тонкий. Кто спас петушка? Петушка спас гусь». Саша кивнул за учителем, Андрей поправил очки.

В окно цокольного этажа помахал опоздавший ученик. Стук в дверь – и Лева уже снимает куртку. По обыкновению нарядный – держит марку – в голубой рубашке и красном галстуке-бабочке. Лева включился в работу, он сосредоточен и не отвлекается.

Кузьма ударил в барабан. Все в голос: «Кузя!!!» Саша повторил по слогам Бориса Заходера. «Молодец!» – похвалил ученика Андрей.

Каждый понедельник Андрей Захаров берет из домашней биб­лиотеки – старой мебельной стенки – книги, складывает в портфель и садится на автобус Добрянка–Пермь. В Перми он ведет литературный кружок для детей с синдромом Дауна.

Урок начинается с чаепития. Ритуал с печеньем помогает настроиться на учебу. Для детей важно, чтобы что-то повторялось с постоянством. После чаепития родители убирают посуду и выходят в коридор. Андрей аккуратно ставит на край стола стопку книг. Ученики тут же берут себе по книжке. Занятия длятся час.

У Андрея Захарова тоже синдром Дауна. Речь дается с трудом, но говорит он на удивление чисто. Мама и учителя с детства прививали вкус к литературе: он много читал и пересказывал.

В библиотеке Захаровых почти все книги старейшего издательства «Детская литература», в плотных бумажных обложках с копеечными ценниками на титуле. Андрей читает прозу Антона Чехова, Редьярда Киплинга и много стихов Пушкина, Фета, Жуковского, Есенина. Понравившееся стихотворение переписывает в тетрадь, заучивает. «Старый букварь» Владислава Шаповалова Андрей знает наизусть. Любимую книгу подарила домашняя учительница Клара Михайловна Воронова.

На литературных занятиях Андрей читает с ребятами сказки Александра Пушкина, стихи Самуила Маршака, Сергея Есенина, разучивает скороговорки и считалки. Учит называть цвета и складывать в радугу. Играет в игры наподобие «Пол-нос-потолок» или «Камень-солнышко-заборчик-получается замочек». Отрабатывает навыки знакомства и рукопожатия. В тетради с учебным планом – частые повторы текстов, стихов, считалок и читалок.

На первом после Нового года занятии дети складывали радугу по цветам и собирали отдельно вырезанные слова в стих «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку…»

«Карх-тон-кха», «е-мо-дан», «карх-ти-на», «сакх-во-яш», – Лева воодушевлен успехами и ему хочется повторять снова и снова.

«Меня очень обрадовали на занятии Саша и Денис, когда они читали книжку «Сказка о глупом мышонке», – Андрей записывает достижения учеников. – Первые слова у них были «кошка» и «щука», и это было здорово».

– Когда Андрей приезжает с занятий, с порога начинает рассказывать о том, у кого что получилось, – говорит мама Нина Захарова. – Он никогда не рассказывает, что кто-то шумел. Его вдохновляют успехи, и он не жалуется на поведение. А дети хотят быть вместе, приходить и что-то новое узнавать.

Кузьма раскричался, ушел со своего места, но Андрей терпелив: «Кузьма у нас хочет присесть, так?» Дети на литературных уроках часто шалят, им сложно сосредоточиться долгое время на одном действии. Андрей переключается на того, кто готов работать, либо с чтения переходит на игру. Из терпения его не вывести.

«Лева, а покажешь нам букву «а»? – Правильно – Саша, а покажешь нам букву «бэ»? – Вот «бэ» – Правильно». И так до буквы «жэ» – прикатили на еже».

Уроки приводят к улучшению речи, навыков общения и ориентировании, замечают родители. Саша и Денис читают все вывески по пути, у Левы вырос словарный запас. Родители ожидают от детей, что они когда-нибудь смогут самостоятельно организовать свой быт, при необходимости отстоять права, устроиться на работу. Но для этого их нужно научить общению с другими людьми.

– Речь не камень преткновения, – говорит мама Левы Наталья Воронцова. – Для общения есть заменители, можно на планшете символы показывать, лишь бы было желание с кем-то общаться.

Андрею ребята доверяют, но для обучения альтернативным методам коммуникации нужны специалисты-волонтеры. Если бы кто-нибудь позанимался с Андреем, а он, в свою очередь, с нашими детьми, это была бы неоценимая помощь.

Будем надеться, что литературный кружок станет кругом.

Андрей Дербенев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.