Здравый смысл – оружие в борьбе с мошенниками

Начальник Управления уголовного розыска  ГУ МВД России по Пермскому краю полковник Павел Фадеев рассказал о ситуации с мошенничествами на территории Прикамья  и дал советы, как избежать обмана и не стать жертвой аферистов.

За 4 месяца 2016 года на территории нашего региона зарегистрировано около двух тысяч мошенничеств. Практически каждое второе – так называемое телефонное мошенничество.

Как показывает практика, мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать сведения о себе, своих близких, данных банковских или расчетных счетов, либо совершать те или иные действия.

Выбирая способы совершения преступлений, зло­умышленники используют те «болевые» точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, свои денежные средства (сбережения), желание выиграть приз или дешевле приобрести различный товар.

Наиболее распространенными видами телефонных мошенничеств являются следующие преступления:

«Родственник попал в беду или задержан сотрудниками полиции». Неизвестный по телефону сообщает данную информацию от имени родственника или сотрудника полиции, просит денег для «урегулирования» вопроса, которые следует перевести на расчетный счет (абонентский номер) или за которыми приезжает курьер.

«Проблема с банковской картой». На мобильный телефон потерпевших поступает СМС-сообщение, например, «Ваша карта заблокирована…», «Ваш лицевой счет аннулирован», «Оплата услуг произведена успешно», предлагается контактный номер телефона для уточнения всех вопросов (якобы для информации). Потерпевшие перезванивают, невидимый собеседник представляется работником службы безопасности банка, советует пройти к ближайшему банкомату, сообщить конфиденциальные данные своих банковских или расчетных карт (реквизиты, цифры на обратной стороне карты), ввести их в наборной панели банкомата. После этого мошенники получают доступ к банковским картам и снимают денежные средства.

«Оплата обещанного» (выигрыш дорогостоящего приза, компенсация за социальные выплаты и т.п.). Поступает звонок, неизвестный сообщает, что потерпевшим положен крупный приз или определенная сумма денег, но необходимо заплатить небольшой процент за получение, перечисление обещанного. Однако после оплаты потерпевшие ничего не получают.

Основными правилами для граждан, как не стать жертвами телефонных мошенничеств, являются следующие:

— при телефонном звонке якобы от имени родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям.

— перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентированы в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета.  Следует запомнить – ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;

— не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, т.е. любую конфиденциальную (личную) информацию;

— не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату/услугу, производить оплату только по их фактическому получению.

Актуальными для нашего региона также являются хищения с банковских карт граждан с использованием так называемого «Мобильного банка».

Чтобы обезопасить себя от несанкционированного снятия денежных средств с банковских карт, следует внимательно относиться к подключениям такого вида услуги. Зачастую человек забывает, что у него подключена услуга «Мобильный банк» с привязкой к абонентскому номеру сотового телефона. В случае неиспользования номера в течение определенного периода времени (например,
6 месяцев) оператор связи выдает номер другому человеку, которому в «наследство» достается и возможность доступа к банковским картам предыдущего пользователя абонентского номера.

Если в отношении граждан все же было совершено мошенничество, следует незамедлительно обратиться в органы полиции, сообщив обстоятельства произошедшего и предоставив имеющиеся документы (расчетные чеки, распечатки звонков и т.п.).

Пресс-служба ГУ МВД России по Пермскому краю