Заплывы в будущее продолжаются

reabilitacia

Время от времени газета в материалах «Заплывы в будущее» рассказывает о реабилитации средствами занятий плаванием. Что на сегодняшний день можно сказать о ребятах-инвалидах, которые ориентированы на спортивные достижения, или о тех, кто просто реабилитируется? – адресую свой вопрос Н. В. Киселевой, тренеру-реабилитологу по плаванию:

— У тех, кто 3 года серьезно занимается спортом, а спорт – это увеличение количества тренировок, минимум 5 раз в неделю, у них и более серьезное отношение к занятиям. Требуется ко всему дополнительное время, плюс время на дорогу и дополнительные средства. Либо дети уходят вообще.

Министерство спорта оплачивает нам воду в «Олимпии», а Федерации спорта – работу тренеров. В бассейне «Кама» родители уже сами платят за воду и частично за работу тренеров с детьми, в ком видятся определенные перспективы, кто показывает достойные результаты. Основной состав пловцов среди инвалидов-детей, кто входит в сборную края, представлен следующим составом: 5 человек с нарушением интеллекта; с нарушением слуха – 7 человек; с ПОДА – пока 5 человек и малышей – трое. В общем – порядка 17–20 детей.

— Хороший ли это показатель, если, допустим, сравнивать с другими регионами?

— На самом деле очень мал. Там, где сильные школы, как, например, в Кунгуре, где есть возможность тренироваться при образовательном заведении – интернате столько, сколько надо, у них и
команда больше, и показатели лучше. А вообще сильные школы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане, Омске, Саратове – их спортсмены во всех соревнованиях  занимают классные места.

Для каждой категории инвалидности проходят совершенно разные соревнования: отдельно по плаванию, по легкой атлетике и с разными нормативами, допустим, для  слабовидящих или с ПОДА.

— Если говорить о перспективах тех, с кем Вы, Наталья Валерьевна, занимались с самого начала, как изменились дети в плане здоровья и в спортивной ориентации?

— Среди тех, кто начал заниматься в более раннем возрасте, есть перспективные ребята. Среди малышей у нас группа спортсменов в основном  с нарушением слуха, даже из Добрянки мама возит на автобусе своего ребенка с синдромом Дауна: мама – настоящий герой, везет в любую погоду 4 раза в неделю. И мальчишка достаточно способный, занимается с большим желанием. Они с мамой уже сейчас делают ставку на плавание спортивное.

Мы недавно участвовали во всероссийской спартакиаде, в которой были представлены дети всех категорий инвалидности из 49 регионов в возрасте от 14 до 18 лет, с 1997 по  2001 год рождения, по 5 видам спорта. Дело происходило в августе, почти все разъехались, пришлось вызванивать родителей из отпусков, которые вообще разъехались, мгновенно они отозвались и привезли своих детей. Немного потренировались в краснокамском бассейне – и поехали. Пермская команда набрала около 2000 очков, заняв 21-е место (среди 49 команд!). Девочки у меня вдвоем принесли 530 очков. Каждый участник мог плыть по 3 дистанции.

— Спорт – спортом, но Вы же еще занимаетесь гидрореабилитацией. Замечаете ли конкретные результаты, которые помогли проявиться возможностям ребенка?

— Вообще-то в Петербурге (университет имени П. Ф. Лесгафта) под гидрореа­билитацией понимается весь блок – и само по себе плавание согласно медицинской программе, и занятие спортом. Это, по сути, и есть реабилитация в полном понимании. Так оно и есть на самом деле. Именно результаты в улучшении здоровья замечаем мы среди детей-инвалидов, которые занимаются спортивным плаванием. Занятия чаще, регулярнее. Кроме того, поездки на соревнования, сборы. А это, конечно, стимул к занятиям, новым достижениям.

У нас продолжается совместный проект с Пермской соцзащитой по обучению детей плаванию – выдано 60 абонементов  детям с ПОДА от 3 до 18 лет. Занимаются не все с нами, тренерами. Родители могут выбирать, с какой целью их ребенок будет плавать. Поэтому к нам идут те, кто серьезно относится к нашему направлению и действительно хочет результатов от занятий в воде. Таким образом кто-то занимается с тренером-реабилитологом, а кто-то просто плавает, укрепляя общее здоровье, в удобное для себя и сопровождающих время, – родителей это устраивает.

Поговорили мы с Натальей Валерьевной на самые разные темы, начиная от готовности идти дальше — «бороться и искать, найти и не сдаваться», о внутренних волевых резервах, когда вроде бы ничего нет впереди, но совсем неожиданно приходит признание того, что делаешь, и проблемы решаются словно сами собой. Не обошли мы и вопросы работы с подростками, у которых в силу возрастных особенностей и настроение часто меняется, и протест порой откуда ни возьмись как клин вбивается в ровные отношения. Тогда-то педагогические навыки как нельзя кстати – и находится нужный путь к ребенку. Как признается тренер, когда она в воде со своим подопечным и у него что-то получается, нисходит этакое чувство нирваны, вот тогда осознаешь: это и есть твое счастье, твоя цель. Твое дело. И не надо бегать по чиновникам. «Я тогда совсем не устаю, я отдыхаю», — откровенничает Наталья Киселева.

— При всем при этом Вы должны отслеживать любые изменения уже с физической, вернее медицинской, точки зрения. А у Вас занимаются такие разные дети – и дауны, и аутисты, и с ДЦП и другими заболеваниями.

— Безусловно, приходится видеть и замечать все, вернее, учитывать их особенности, чтобы предупредить нежелательные осложнения, даже просто сбои в настроении ребенка, особенно аутистов – ведь их мир базируется на привыкании к определенным стереотипам, и они встречают в штыки что-то новое. Надо тренеру всегда спокойно относиться к взрыву эмоций, истерикам, плачу. И мы многому за эти годы научились – и видеть, и слышать, и чувствовать, и догадываться. Главное условие – любить детей и свое дело и суметь передать свое отношение ребенку, его родителям, вовлечь, заразить их.

Работы впереди – каждодневной, индивидуально с каждым – много. Но и желания помочь детям, найти в них спортивную жилку, заразить азартом борьбы – этого не занимать тренерам-реабилитологам по плаванию.

Дина ГАЛИНА