Забота – это историческая традиция

В славянской общине в период язычества была такая традиция – забота о слабых и немощных (так в те времена называли инвалидов). Уход за такими людьми назывался призрением.

Призрением слабых и немощных должны были заниматься родственники. Если они не имели родственников, то социальное призрение инвалидов возлагалось на крестьянскую общину. Их поочередно кормили в домах крестьян. Жили слабые и немощные в таких домах от одного дня до недели. Затем переходили на жилье и кормежку в другой дом. Так инвалиды успевали пожить во всех семьях в деревне по очереди.

Крестьяне практиковали и другой способ призрения. Домохозяева принимали нуждавшихся и на длительный срок с предоставлением им питания. По решению сельского «мира» призреваемый отдавался домохозяину на полное содержание. Такая форма призрения использовалась на определенных условиях. Например, платы общиннику за содержание инвалида. Иногда хозяину крестьянского двора отдавался дополнительный участок мирской земли или отдавали в пользование кормящих земельный надел неимущих. Среди форм крестьянского общественного призрения довольно частое применение нашла выдача нуждавшимся хлебных пособий из общинных запасов (ист. М. В. Фирсов «История социальной работы в России», М., 1999 г.).

В древнерусском государстве помощь инвалидам была под княжеской защитой и попечительством. Великий Киевский князь Владимир Креститель Уставом от 996 года вменил обязанность общественного призрения духовенству. Он (князь) определил десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри занимались социальной помощью старым, убогим, увечным и больным. Церковные приходы тоже оказывали такую же помощь многим увечным. (А. И. Вишняк, В. М. Тарасенко «Культура молодежного досуга», Киев, 1988 г., стр. 53).

При правлении Михаила Романова в Соборном уложении за 1649 год записана помощь раненым, увечным, военно­служащим по старости и болезни, а также их семьям (Е. Р. Ярская-Смирнова «Социальная работа с инвалидами», Питер, 2004 г., стр. 316).

Во времена правления Российским государством Петра I в армии служили от 1 до 25 лет. Петр I тоже внес свой вклад в заботу об инвалидах, немощных и убогих. Он создал систему государственного призрения. В 1791 году Петром I были изданы указы, предусматривающие назначение части нищим и больным «кормовых денег» и устройство остальных в «домовые святейшего призрения сирых, убогих, больных и увечных и для самых престарелых людей обоего пола» (В. А. Тихонов «История Отечества с древнейших времен до наших дней», М., 1979 г.). Указы русского императора по системе государственного призрения включали в себя несколько принципов: осуждение и запрещение нищенства; запрещение раздач милостыни профессиональным нищим; задержание и преследование нищих; определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению. Кроме этого Петр I проявил заботу и о военнослужащих, которые после ранения, увечья, заболевания не могли нести военную службу. Таких людей просто направляли на штатные должности для дослуживания срока службы. Петр I первый в России вышел с предложением о создании инвалидного дома для увечных воинов.

На основании принятого в 1775 году Екатериной II «Учреждения о губерниях» в 33 губерниях в России были созданы приказы общественного призрения. Им поручалось вместе с другими попечительствами создать и содержать в каждой из 26 епархий богаделен «для мужского и женского пола, убогих и увечных, кои пропитания не имеют» (А. И. Вишняк, В. И. Тарасенко. Указ. соч.)

В период правления Екатерины II впервые были созданы специальные благотворительные заведения. До этого часто госпитали для раненых служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных. Богадельни пополнялись  взрослыми и детьми, здоровыми и больными. Только в конце XVIII века стали создаваться благотворительные заведения сиротских домов и детских приютов, богадельни и дома для неизлечимо больных и умалишенных.

В мае 1802 года, в царствовании Александра I, было создано «Императорское человеколюбивое общество». Большое внимание уделялось призрению искаженных природой – калек, глухонемых, слепых и других. Им предоставлялись бесплатные и «удешевленные» квартиры и пища нуждающимся. Также занимались восстановлением здоровья заболевших.

Попечением о воинах-инвалидах занималась общественная организация «Комитет помощи раненым воинам». Основал его в 1814 году Александр I. «Комитет» назначал пенсии и содержал военные богадельни. Самыми известными были: в Петербурге – Чесменская богадельня, в Москве – Измайловская. Они были рассчитаны на проживание 1000 отставных военнослужащих (В. А. Тихонов, Указ. соч.)

Большую помощь в социальной поддержке инвалидов (до революции 1917 года) внесли городские думы в городах.  Созданы участковые попечительства согласно «Городовому положению для всех городов России». Это было в 1870 году при правлении уже Александра II. Участковые попечительства занимались открытием призрения и оказывали непосредственную помощь нуждавшимся. Выдавали денежные пособия и помощь натуральной платой. Организации богаделен и других благотворительных заведений закрытого типа попечительства старались устроить одиноких просветителей – большей частью беспомощных и больных людей в богадельные дома, инвалидные дома и прочие.

Были (в истории) и частные благотворители, и меценаты. Они тоже внесли свой вклад в дело по социальной защите людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В 1813 году П. П. Помиан Пезаровиус впервые приступил к издательству еженедельной газеты «Русский инвалид». Газета имела историко-политическое содержание. Издавалась на русском и немецком языках. Доход от продажи должен был помочь самым нуждающимся инвалидам войны 1812 года. Из этих средств 1200 инвалидов получали постоянное пособие (А. И. Вишняк, В. И. Тарасенко, Указ. соч.)

Во второй половине XIX века термин «инвалид» стал распространяться и на штатных людей, которые стали жертвами войны.

В 1893 году установлен свод законов Российской империи. Установлены постоянные и единовременные пособия некоторым категориям нетрудоспособных, кто много лет прослужил на государственной службе.

К 1917 году в России были уже тысячи государственных и благотворительных заведений.

После революции 1917 года был принят ряд положений об обеспечении инвалидов.

Любовь Кожевникова