За трудоустройство инвалидов будут отвечать главы регионов

Людям с ограниченными возможностями будут помогать искать работу, даже если они и не стали специально обращаться в службу занятости.

О том, что в ближайшее время планируется переформатировать работу органов службы занятости так, чтобы они начали проявлять инициативу и помогать всем инвалидам без исключения, сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин: «Мы готовим документы, которые будут так перестраивать работу службы занятости, чтобы видеть всех инвалидов. И службы занятости, и руководители регионов будут отвечать за трудоустройство тех инвалидов, которые не обращались в службу занятости». В Минтруде уточнили, что порядок этой работы будет прописан регионами. В некоторых из них он уже уточнен в соглашениях, заключенных между учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и службами занятости.

На федеральном уровне есть приказы министерства труда. Один из них определяет порядок взаимодействия этих структур. В частности, он закрепляет право обращения центра занятости в бюро МСЭ за информацией о рекомендациях, данных инвалиду по его профессиональной реабилитации. И уточнить, соответствует ли предлагаемая вакансия рекомендациям. Второй приказ обязывает службы занятости, по сути, отчитываться перед МСЭ о проделанной работе, о том, как они помогли реабилитироваться и абилитироваться человеку с ограниченными возможностями.

В службы занятости за помощью в трудоустройстве обращаются сейчас пять процентов от числа трудоспособных инвалидов. Помогают с работой примерно половине из них. Дело не в том, что люди ленятся идти в службы занятости. Часто они просто не верят, что им смогут там помочь, считает Михаил Новиков. И не у каждого есть физическая возможность дойти до службы. Чаще всего в службу приходят инвалиды третьей группы – с самыми легкими формами заболеваний. Колясочники, люди с ослабленным слухом или зрением  остаются «за бортом». Не каждый раз, например, инвалида по слуху может сопровождать по назначению сурдопереводчик, а без него диалога со специалистом службы занятости не получится. Впрочем, одной инициативности службы занятости мало для того, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями с работой.

Во-первых, нужна программа сопровождения, в рамках которой человеку с инвалидностью не только предложат откликнуться на вакансию, но и научат составлять резюме, презентовать себя и успешно проходить собеседование, научат ориентироваться на рынке труда. В некоторых случаях сопроводят к работодателю, сделают за инвалида нужный телефонный звонок, если, например, у него проблемы со слухом.

Во-вторых, нужны стажировки для инвалидов, ведь если в резюме нет ни строчки про опыт работы, трудоустроиться сложно даже здоровому человеку, что уж говорить про тех, у кого сложности со здоровьем.

В-третьих, нужно вести ликбез среди работодателей. Многие из них не знают, как обращаться с не очень здоровыми людьми. А потом существует много мифов о работниках с инвалидностью. Например, о том, что оформление на работу людей с инвалидностью создает много трудностей. На самом деле это не так. Процесс почти не отличается от трудоустройства обычного человека.

В западных странах люди с ограниченными возможностями конкурируют на рынке труда практически наравне с остальными работниками – там есть законы о недискриминации, квоты для инвалидов, незаполнение которых грозит работодателям жесткими санкциями, другие меры. Отдельная работа в плане трудоустройства ведется в основном с «особыми» людьми – страдающими синдромом Дауна, аутизмом, психическими болезнями. А люди на колясках – обычные участники рынка труда.

В российских реалиях, особенно в период кризиса, работодателям нужны экономические стимулы для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Даже не субсидии, а какие-то системные меры, которые позволят компании не то что развиваться, а выжить в это нелегкое время. Например, отсрочка на 3-6 месяцев по платежам во внебюджетные фонды (естественно, надежным компаниям, у которых нет никаких задолженностей перед фондами).

Или, как вариант, упрощение доступа к получению госзаказов, например, через отмену необходимости предоставления компанией банковских гарантий, если в ней работает определенное число инвалидов, продолжает эксперт.

Почему нельзя брать инвалидов на работу просто так? Безо всяких «пряников»? Люди с ограниченными возможностями здоровья дорого обходятся компаниям. Для «колясочников», к примеру, нужны пандусы, специальные приспособления в туалетах. Иногда для них нужно переоборудовать кабинеты. Есть предприятия, которые обеспечивают доставку персонала на работу. Но для людей, передвигающихся в колясках, нужно предусмотреть отдельный транспорт, поскольку они не войдут в общий автобус. Есть много и других «мелочей», которые обходятся работодателю в «кругленькую сумму».

Марина ГУСЕНКО

Один комментарий

  1. valli:

    Надо серьёзно прорабатывать вопрос занятости на дому. Заказчиком должны быть муниципальные структуры. Посмотрите какие подходящие работы предлагает бизнес. Но экономические условия не подходящие, бизнес всегда хочет общипать.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.