Я – за!

По статье Павла Расинского, опубликованной в № 3 газеты «Здравствуй!»

«Под инклюзивным образованием понимается процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями».

Что это значит? Отнюдь не то, что дети со всеми отклонениями должны учиться в общеобразовательных классах. Ведь есть дети с такими дефектами, которые не позволят им усваивать учебный материал – это, в частности, дети с синдромом Дауна, дети с различными степенями олигофрении. Но этими диагнозами понятие «инвалид» не ограничивается. Есть еще дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата, слабо­слышащие и слабовидящие. Есть дети с ЗПР и гиперактивные дети, которые прекрасно могут справляться с требованиями обычной школьной программы. Мало того, общение с обычными детьми и обычная школьная программа помогут в целях коррекции и реабилитации этих детей, ведь они будут тянуться за своими сверстниками, и это позволит им выйти за рамки своего заболевания.

В своей статье Павел Расинский говорит о том, что слабовидящим и слабослышащим нужно создавать особые условия: «Любому здравомыслящему человеку понятно, что каждая категория дефектов требует самостоятельного подхода к обучению. Более того — степень тяжести дефекта тоже может вносить свои коррективы. Например, полностью слепому необходимо изучать азбуку Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, разработанный в 1824 году Луи Брайлем…»; «…ничуть не менее очевидно, что для глухих и слабовидящих обучение должно идти с максимальной визуализацией».

Я могу продолжить: для детей с ЗПР обучение должно вестись максимально доходчиво. В частности, для детей с ДЦП обучение должно вестись с минимальным привлечением письма, потому что это будет задерживать учебный процесс, или привлекать для письма тьюторов.

Каким образом создание таких условий может разрушить систему сложившегося образования? Если материал будет подаваться максимально доходчиво, то этому обрадуются прежде всего здоровые дети, ведь у них повысится успеваемость. Или возьмем «максимальную визуализацию». Каким образом эта самая «максимальная визуализация» повлияет на учебный процесс? По-моему, это повысит эффективность учебного процесса, а не снизит его. А если еще привлечь сюда IT-технологии, а такая тенденция имеется, то о  снижении эффективности и речи не пойдет. Конечно, требования к педагогу в классах инклюзивного образования будут повышены, ведь он должен будет знать еще и особенности, которые накладывает на ребенка тот или иной дефект. По-моему, в программу подготовки педагогов так или иначе входит курс специальной педагогики или специальной психологии. Просто можно данные курсы расширить.

Интересная мысль прозвучала в статье Расинского о дискриминации: «Это и есть дискриминация, когда под видом заботы о человеке его помещают в среду, которая не сможет сформировать условия для эффективного обучения ребенка».

А то, что система коррекционного образования не может обеспечить достойного образования, об этом автор, похоже, как-то не подумал. Что такое коррекционное образование сейчас? Это сниженные требования к образованию для лиц с тем или иным дефектом. Но именно эти сниженные требования и приводят к снижению качества образования. Получается, что ребенку с дефектом в данных учебных заведениях изначально предлагается сниженный уровень образования. Не это ли дискриминация в полном смысле этого слова? А если подумать о том, что люди с дефектом иногда имеют интеллект выше среднего уровня, мы поймем, что можем потерять очень ярких личностей, и все из-за этой самой дискриминации.

Собственно, о создании каких условий идет речь? О строительстве пандусов в школах? Так чем школа хуже того же магазина? Создание института тьюторства? Но это можно осуществить в одно мгновение. Выпуск учебников со шрифтом Брайля? Современные технологии позволят это сделать. Тем более, что различные издательства ухватятся за такую возможность обеими руками, ведь цену на такие учебники можно повысить, а это дополнительный доход. Поэтому я даже не могу представить, каким образом введение инклюзивного образования может разрушить сложившуюся систему.

Максим Канарейкин,
студент-психолог 5-го курса ПГНИУ, инвалид