ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДОМА

Можно сколько угодно  приводить объекты социальной инфраструктуры в соответствие с требованиями обеспечения доступности для маломобильных групп населения, но если инвалид не может выйти из дома – вся остальная доступность  становится  для него бессмысленной.

В 2016 году постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649  были утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ними обследуются на предмет пригодности для проживания инвалида в основном квартиры.

Что же касается подъездов, то обследование доступности общего имущества многоквартирного дома проводится не так часто.

Кроме того, живущий в доме инвалид становится заложником решений общего собрания собственников, которые могут и не принять решение о приспособлении подъезда  и т. д. для нужд инвалидов.

Однако в декабре 2019 года завершилось рассмотрение одного очень интересного судебного спора. Правовые позиции, высказанные судами при его рассмотрении, могут помочь  заставить управляющие компании   приводить придомовые территории и подъезды в порядок.

Суть спора

Государственная инспекция жилищного надзора на основании обращения гражданки В. провела проверку в отношении управляющей компании на предмет соблюдения прав и законных интересов граждан, требований к порядку содержания, ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Поводом для обращения гражданки В.  послужило то, что она проживает в многоквартирном доме со своими родителями, инвалидами первой и второй группы, передвигающимися в инвалидной коляске. Указанный дом не оборудован приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям дома.

В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта «в» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствует приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме. По результатам проверки инспекцией  управляющей компании выдано предписание с требованием произвести работы по установке приспособления общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме.

Управляющая компания, не согласившись с указанным предписанием, обратилась в суд с заявлением о признании предписания незаконным.

Суд первой инстанции требования управляющей компании удовлетворил.

Однако суды апелляционной и  кассационной инстанций, а также судья Верховного суда РФ, отказавший в передаче жалобы управляющей компании для рассмотрения Судебной коллегией, с этим не согласились и встали на сторону инспекции и инвалидов.

Что говорит  закон

В соответствии с частью 2.3 статьи 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно частям 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, иных лиц.

Аналогичные требования установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.Так, подпунктом «в» пункта 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Как следовало из материалов дела, управляющая компания осуществляла управление многоквартирным жилым домом на основании договора управления многоквартирным домом. В данном договоре прямо указано, что при выполнении условий настоящего договора стороны руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными положениями гражданского и жилищного законодательства в Российской Федерации. Следовательно, управляющая компания обязана выполнять требование части 1.1 статьи 161 ЖК РФ и подпункта «в» пункта 10 Правил № 491 по обеспечению маломобильных групп населения доступностью пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.

Претензии к УК

В ходе проверки инспекция установила, что на входной группе подъезда  отсутствует приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме. Такие действия (бездействие) нарушают требования части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «в» пункта 10 Правил № 491, что означает, что у инспекции имелись основания для выдачи управляющей компании предписания об устранении выявленного нарушения.

При вынесении оспариваемого предписания инспекция руководствовалась Жилищным кодексом РФ. Управляющей компании  предписано устранить нарушения требований Правил № 491, а не нарушения требований Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649. Доводы управляющей компании о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, также признаны несостоятельными, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства оно указывает на нарушение, которое необходимо устранить, а решение вопроса о способе и порядке его устранения, исходя из содержащихся в предписании формулировок, относится к компетенции управляющей компании.

Ссылка на решение внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, которым определено не производить устройство наружного пандуса в помещение подъезда, как на основание признания предписания надзорного органа недействительным, также является неверной с учетом следующего. При рассмотрении дела судом должна даваться оценка оспариваемому предписанию на момент его принятия. Кроме того, возложенная государством в вышеуказанных нормативных актах обязанность управляющей компании обеспечивать доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не может отменяться решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое по сути своей противоречит нормам жилищного законодательства.

Таким образом, судом прописан механизм, который позволяет заставить управляющие компании приводить в порядок придомовые территории и входы в подъезды. Возможно, нужно начинать пользоваться этим механизмом.

По материалам дела № А79-11450/2018, рассмотренного Арбитражным судом Чувашской Республики.

Материал подготовила Татьяна Ельчанинова,
юрист ПКО ВОИ