Вопрос-ответ

Вопрос о предоставлении льгот по земельному налогу для пенсионеров, инвалидов  малоимущих граждан и многодетных семей.

Ответ предоставлен Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 28.05.2015 г. №  03-05-06-02/30894).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, и по вопросу предоставления на федеральном уровне льготного налогообложения по земельному налогу для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан и многодетных семей сообщает следующее.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.

Средства от уплаты данного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании статьи 387 главы 31 «Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налого­обложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане и многодетные семьи, в данный перечень не включены.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I и II группы инвалидности, инвалиды с детства, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.

На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры, установленные в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (пункт 2 статьи 394 Кодекса).

Таким образом, конкретные налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований.

Кроме того, следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, решение вопросов о предоставлении льготного налогообложения по уплате земельного налога для пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан и многодетных семей находится в компетенции представительного органа муниципальных образований, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие этим лицам.

Вопрос:

Работник принес справку об инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида к ней не прилагалась. Достаточно ли одной справки для оформления льгот и гарантий данному работнику?

Ответ:

При предъявлении работником работодателю справки об установлении инвалидности работодатель получает достоверную информацию о наличии инвалидности у работника. В связи с этим на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника-инвалида мерами социальных гарантий, установленных согласно его группе инвалидности трудовым законодательством.

Работодатель может затребовать у работника представления ИПР. Однако если последний откажется от ее представления, в этом случае работодатель должен предоставить работнику только общие льготы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для инвалидов.

В соответствии с п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006
N 95, гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

При этом группа инвалидности указывается в обоих указанных документах, а степень ограничения к трудовой деятельности – в ИПР.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПР инвалида является обязательной для исполнения работодателем, но для самого инвалида носит рекомендательный характер. Действующее законодательство не обязывает работника предъявлять документы о наличии у него инвалидности, в том числе и ИПР. Инвалид вправе отказаться от реабилитационных мероприятий, прописанных в его ИПР. В этом случае работодатель не будет нести ответственности за неисполнение работником ИПР.

При предъявлении работником работодателю справки об установлении инвалидности работодатель получает достоверную информацию о наличии инвалидности у работника. В связи с этим на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника-инвалида мерами социальных гарантий, установленных согласно его группе инвалидности трудовым законодательством (в частности, право инвалида на сокращенное рабочее время, на удлиненный ежегодный основной отпуск, право на отпуск без сохранения заработной платы). С другой стороны, работодатель без наличия у него ИПР не знает рекомендаций относительно труда такого работника, а соответственно – не может их и выполнить.