Сбербанк проявил инициативу…

В 2012 году в ПКО ВОИ обратились представители ОАО «Сбербанк России» Западно-Уральский банк с просьбой о проведении обследования филиалов банка на предмет доступности для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Радует сам факт обращения: не только инвалиды озадачены тем, как войти в то или иное нужное им здание (помещение), но и собственники (арендаторы) помещений заинтересованы в обеспечении доступности для маломобильных граждан. Вызывает сожаление лишь то обстоятельство, что в некоторых филиалах ОАО «Сбербанк России» прошла процедура реконструкции (оборудованы входные группы с заменой лестничных маршей, установкой пандусов, перепланированы внутренние помещения), в ходе которой не учтены требования нормативных актов, регламентирующих доступную среду жизнедеятельности для маломобильных групп населения.

В ноябре краевое общество ВОИ приступило к работе по данному проекту. С заказчиком был заключен договор на оказание услуг по натурному обследованию объектов на предмет соответствия действующим нормативным требованиям, обеспечивающим доступность для обозначенной группы, и по подготовке заключения результатов обследования с рекомендациями по приведению объекта в нормативное состояние.

Была проведена большая подготовительная работа, а именно: подборка нормативных документов, разработка акта обследования, оценки соответствия объекта нормативным требованиям, рекомендации по обеспечению доступности объекта для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Определены основные функциональные зоны объектов.

По предложению ОАО «Сбербанк России» Западно-Уральский банк, ПКО ВОИ были обследованы десять филиалов в г. Перми по следующим адресам: ул. Попова, д. 16; ул. Мильчакова, 19; ул. Луначарского, 105; ул. Мира, 6а и 84; ул. Ивана Франко, 46; ул. Куйбышева, 97; ул. Уинская, 9; ул. Петропавловская, 119 и бульвар Гагарина, 65а.

В феврале 2013 г. завершено натурное обследование предложенных филиалов Сбербанка. Во всех обнаружены отклонения от требований нормативов. В основном это недостаточная ширина входной двери и путей перемещения внутри здания для инвалидов на колясках, отсутствие заниженной операционно-кассовой стойки, несоответствие параметров лестничных маршей и пандусов нормам СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, вступившая в действие с 01.01.2013 года). В двух филиалах Сбербанка (ул. Петропавловская, 119 и бульвар Гагарина, 65а) имелись туалеты для клиентов банка, наиболее приспособленным оказался сан­узел в филиале банка по бульвару Гагарина.

Результаты работы направлены заказчику для принятия мер по обеспечению доступности помещений филиалов Сбербанка. При дальнейшей реконструкции филиалов ОАО «Сбербанк России» Западно-Уральский банк в Пермском крае будут использованы рекомендации пользователей Сбербанка.

ПКО ВОИ

 

В банк без барьеров

Председатель Пермской организации Всероссийского общества инвалидов Вера Ивановна Шишкина поднялась к входу в банк по пандусу и миновала двери, которые вполне пригодны для проезда инвалидной коляски. Потом осмотрела банкоматы и прокомментировала, что по высоте людям с физическими ограничениями они подходят.

Практическое освоение приспособленного для маломобильных групп населения пространства явилось выразительной иллюстрацией, предшествующей пресс-конференции, которая прошла в одном из офисов «Сбербанка России» по Б. Гагарина, 65, для представителей СМИ. Под пристальным вниманием журналистов и телеоператоров проходило своеобразное обследование помещений по доступности их для всех категорий граждан.

— Человеку с ограниченными физическими возможностями здесь достаточно комфортно, —  сказала В. И. Шишкина. — Инвалид, подъезжающий на  коляске к стойке обслуживания клиентов, чувствует себя удобно и может спокойно разговаривать с сотрудником, который его принимает. В дальнейшем, руководство банка с нами согласно, хотя бы одна стойка в офисе должна быть занижена до 80 сантиметров.

Были осмотрены и оценены зона круглосуточного самообслуживания, зона ожидания, возможности обслуживания у специалистов по продажам, система визуальной информации, санитарно-гигиенические помещения для клиентов. Вера Ивановна Шишкина так прокомментировала  доступность услуг и  нововведений:

— Мы работали с Пермским отделением «Сбербанка России», проводили обследование его офисов, чтобы выявить существу­ющие отклонения обслуживания инвалидов.  Соблюдение стандартов — это возможность для инвалида полностью обслуживаться самостоятельно, без посторонней помощи. Именно на это направлена идея создания доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. В этом офисе инвалид на коляске может обслуживаться без проблем для себя.  Отрадно, что «Сбербанк России» сам обеспокоился тем, насколько его офисы приспособлены для маломобильных граждан. Было бы хорошо, если бы подобных стандартов начал придерживаться весь бизнес Пермского края.

В пресс-конференции  приняла участие заместитель председателя правительства Пермского края Надежда Григорьевна Кочурова, ответившая на вопросы журналистов:

— Когда мы говорим о маломобильных группах граждан, перед глазами возникают люди с ограниченными физическими возможностями. При этом не сразу вспоминается, что к ним же относятся пожилые, беременные,  женщины с детьми.  В Перми к таким можно отнести 2/3 жителей города! — развернула она тему разговора.

— Уверены, они оценят удобства, созданные в офисе «Сбербанка России».  Никто из тех, кто сегодня отвечает за создание безбарьерной среды в городе, не говорит об отсутствии нормативной базы. Значит, необходимо только одно – чтобы каждый на своем профессиональном поприще осознал важность проблемы, значимость её решения для жителей края. Конечно, сегодня регламенты позволяют контролировать существование стандартов безбарьерной среды на стадии приемки строительства.  Труднее, когда речь идет о давно действующих публичных объектах — театрах, библиотеках, поликлиниках. Тут надо здание поставить на капитальный ремонт, что очень дорого и не всегда возможно. Проблемы есть, поэтому мы совместно с Пермской организацией ВОИ готовим проведение летом этого года профессионально-гражданского форума по созданию безбарьерной среды в нашем крае. И нас радует, что «Сбербанк России» сегодня является флагманом решения этой проблемы.

Заместитель председателя Западно-Уральского ОАО  «Сбербанк России» Наталья Николаевна Щукина отметила, что обеспечение доступности офисов Сбербанка для всех потенциальных клиентов является одной из основных задач программы переформатирования учреждения. За последние два года открыто 130 офисов, из них 72 — в Пермском крае. И все они отвечают минимальным стандартам доступности для маломобильных групп населения.

— В этом году запланировано открытие в Пермском крае 52 новых офисов, — сказала она,  —  это серьезные инвестиции, и «Сбербанк России» заинтересован в их эффективном использовании. Поэтому мы обратились в Пермскую организацию ВОИ с предложением обследовать наши помещения на предмет доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Председатель организации Вера Ивановна Шишкина с коллегами провели большую работу — они обследовали десять филиалов банка общей площадью более четырех тысяч квадратных метров. Все замечания и выводы, которые мы получили от них, тут же были переданы нашим  проектировщикам и включены в технические задания с тем, чтобы новые офисы, которые мы будем открывать, ещё больше соответствовали стандартам доступности маломобильных групп населения.

Павел КИЧИГИН