С ПРОФЕССИЕЙ НЕ ПРОПАДЁШЬ

В колледже «ОНИКС» широкие, просторные коридоры, на стенах висят замечательные картины.  Здесь комфортно и прохладно даже в жару. Уютно оборудованные кабинеты и мастерские. В мастерских поделки из бересты и  вышивка.   Здесь молодые люди с ОВЗ могут получить профессиональное образование и выйти в жизнь с возможностью зарабатывать.

 Ольга Борисовна Баранова, которая преподает здесь несколько лет, рассказывает нам об обучении ребят с ОВЗ, о разных образовательных программах, в которых участвует колледж.

В данный момент колледж обучает четырем видам профессий ребят с ОВЗ: cлесарь-ремонтник, портной, маляр, изготовитель художественных изделий из бересты. Всего пять групп (слесарей-ремонтников – две группы). Срок обучения 1 год 10 месяцев. Ребята не изучают общеобразовательные предметы, только – по профессии: теория и практика. На выходе – свидетельство о получении профессии.

Ребята с ОВЗ идут вне конкурса, но им требуется оформить соответствующие медицинские документы. В связи с этим имеет смысл поторопиться – количество мест ограничено. Кто раньше принесет нужные документы – тот и будет зачислен.

Перечень документов: свидетельство об обучении (оригинал), паспорт (3 копии), 6 фото 3х4, медсправка ф. 086у, копии ИНН, СНИЛС,  страховой медицинский полис, заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)  о профессиональном обучении.

Колледж и учителя специально приспособлены для обучения ребят с ОВЗ. Педагоги проходят соответствующее обучение.

Вообще же колледж начал работать с ребятами с ОВЗ после присоединения в 2009 году  профессионального училища № 4. Сначала была только одна профессия – слесарь. Постепенно перечень профессий для ребят с ОВЗ расширяется. Сейчас их уже четыре.

Последующее трудоустройство

Устраиваемость на работу после завершения обучения разная. У слесарей-ремонтников – почти 100 процентов. У портных – примерно 50 процентов. У маляров – еще нет статистики: выпускаются первый год. У изготовителей художественной бересты – очень низкая, почти нулевая.

Самая успешная в плане последующего устройства профессия – слесарь-ремонтник. Ребята устраиваются почти все и работают за относительно неплохие деньги.

Дуальное обучение

Колледж «ОНИКС» участвует в различных образовательных экспериментах и программах. Так, уже третий год на базе колледжа проводится эксперимент  дуального обучения для ребят с ОВЗ. С этой целью заключен договор с АО «ОДК-СТАР». Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

Все виды теоретического обучения проходят в стенах колледжа, а все виды практики в стенах завода. То есть ребята сразу же попадают в рабочий коллектив. И процент трудоустройства очень высок. Примерно  восемь из десяти проходят практику и остаются работать.

Дуальное обучения для ребят с ОВЗ – вещь уникальная. В Пермском крае эта программа действует только в колледже «ОНИКС».

«Абилимпикс»

С целью повышения квалификации и интереса к учебе проходят чемпионаты профессионального мастерства для ребят с ОВЗ – колледж участвует в движении «Абилимпикс». Это международное движение, зародившееся в Японии и чуть позже охватившее весь мир. Это олимпиады по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями.  Само название движения — это сокращение от английского Olympics of Abilities («Олимпиада возможностей»).

С  2016 года к движению  подключился и Пермский край, и колледж «ОНИКС».

Сейчас колледж выставляет участников по следующим компетенциям: слесарь, декоративно-прикладное искусство, художественная вышивка, вязание, портные.

Ребята, занявшие первые места, едут на соревнование в Москву. В 2018 году две участницы  заняли первое и второе места на уровне федерации по вязанию и вышивке.

Много проектов проводит колледж и на краевом уровне, сотрудничая с министерством культуры Пермского края.

Так, в рамках проекта ГКБУК «Центр по реализации проектов в сфере культуры» по организации работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ позволил изготовить куклы и поставить спектакль «Волк и семеро козлят». Изготавливали кукол дети с ОВЗ и потом смотрели спектакль. А  показывали спектакль дети без ограничений, связанных со здоровьем.  На показ приглашали детей из школ в колледж, и было 4 выездных спектакля — ездили, например, в школу-интернат для детей с нарушением зрения.

Ребята с ОВЗ и здоровые ребята обучаются в одних стенах

Вместе с ребятами с ОВЗ в колледже получают образование по ряду других специальностей ребята-норма. Мне стало интересно, не возникает ли каких-то конфликтов у учащихся с ОВЗ и обычных ребят?  Конфликты возможны в любом обществе и коллективе, но вообще обучение в колледже сформировано так, чтобы все гармонично взаимодействовали друг с другом. Тут и воспитательная работа, и само направление обучающихся. Ребята-норма, обычные ребята – будущие педагоги разных профилей (педагоги дополнительного образования, изо и черчения) – в план их обучения входят также умение обучать ребят с ОВЗ, практика общения и наблюдения за ними. Все это они получают еще в колледже.

Внутри групп с ОВЗ тоже возможны конфликты и ссоры, но чаще дружба и взаимопонимание, некоторые дружат   много лет и после окончания учебного заведения, есть и семейные пары.

Многое в плане устройства на работу ребят с ОВЗ зависит от нужных социальных программ, от чуткости и внимательности социальных служб. При правильном использовании люди с ОВЗ могут хорошо зарабатывать и быть очень полезными обществу.

В разных странах действуют разные программы. В Германии людей с ОВЗ специально обучают определенной профессии или сумме действий, заточенных под конкретную работу на определенном заводе, в определенном цехе. В силу особенностей психики некоторые люди с ОВЗ могут качественно и монотонно делать одно и то же действие, что для обычных людей было бы мучением. Если же это профессия (сумма навыков становится ненужной), человек проходит переобучение. В нашей стране подобной системы нет. Все индивидуально и зависит от частной удачи, от родителей.

Ольга Борисовна вспоминает интересный случай с одним учащимся, который проходил практику на пороховом заводе и так хорошо работал шлифовщиком в силу особенностей своего психического развития,  что руководство завода обратилось в колледж с просьбой присвоить ему специальность «шлифовальщик» – с гарантией последующего трудоустройства. Юноша тем временем получил специальность «слесарь-ремонтник» и пошел на работу, где зарплата была низкой, и его мама вскоре пришла с просьбой о переквалификации. Юноша быстро обучился дополнительной профессии, получил специальность «шлифовальщик» и устроился с хорошей зарплатой на завод.

Реализация ребят с ОВЗ, общение, участие в различных программах зависят от активности и заинтересованности родителей. В колледже есть пример мальчика с ОВЗ, который стал единственным в России волонтером с синдромом Дауна. Учился мальчик, который занимается плаванием и готовится к участию в Паралимпийских играх. Другой мальчик-опорник (с заболеванием или дефектом опорно-двигательного аппарата) участвует в гонках на трехколесном велосипеде. На курсах операторов ЭВМ занимался мальчик, увлекающийся игрой на гитаре.

С 2020 года колледжу передают корпус на Веденеева, 9. И ребята с ОВЗ будут обучаться уже по 13 специальностям.

Перечень профессий: изготовитель художественных изделий из бересты, каменщик, маляр, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, парикмахер, плотник, повар, портной, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров, слесарь-ремонтник, швея, штукатур.

Владимир Кочнев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.