РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ – ЭТО ОБУЧЕНИЕ

Наступивший 2019 год согласно Указу Президента объявлен Годом театра.  В каждом региональном отделении Пермской краевой организации общества инвалидов есть интересные театральные находки, театральные объединения и кружки. С этого номера газеты мы начинаем рассказывать о наиболее интересных театральных  коллективах. Их опыт может пригодиться тем, кто только начинает осваивать  новое искусство

Интервью с художественным руководителем театра-студии «Пространство любви» Аллой Мезенцевой

В декабре в Фестивальном доме состоялся последний в 2018 году спектакль инклюзивного театра «Пространство любви». Этот театральный коллектив существует в Перми три года —  под руководством Аллы Мезенцевой. За это время артисты «Пространства любви» выступили на многих фестивалях и подготовили два спектакля.

Вторым большим спектаклем театра стала постановка «Времена года». Она рассказывает историю о девочке и ослабевшей птице, которая отстала от стаи. Настроение в спектакле создают музыка, пластика артистов и видеозаписи. Финал истории построен на контакте артистов и зрителей.

Алла  Мезенцева

— Расскажите о результатах работы инклюзивного театра «Пространство любви» за три года его существования?

— Наша студия работает как центр развития. В старший состав студии входят одиннадцать человек, в младший – девять. Вся младшая группа – это дети с синдромом Дауна. С ними мы изучаем азы. Например, тренинг с мячом. Со старшими ребятами тоже занимаемся с мячом и жонглированием.

Спектакль «Времена года» основан на занятиях, тренингах и упражнениях, которые мы проводим с членами студии. Они включают актерское мастерство, танец и пластику. Новый спектакль поставлен этюдным способом, используется жонглирование мячами.

— Как шла работа над спектаклем?

— Часть работы над спектаклем – это обучение. Главное здесь заинтересовать ребят. Они уже знают, что такое сцена, и понимают, зачем это. Чтобы заинтересовать ребят упражнениями, я говорила, что это войдет в спектакль.

Некоторые сцены артисты должны играть в темноте. Во время репетиций я выключала свет и спрашивала ребят: «Скажите, вам страшно в темноте?» Они говорили, что да. Тогда я предлагала им подумать, что бывает в темноте в реальной жизни. Например, в темноте мы спим. После этого я снова выключала свет и спрашивала, как настроение. Артисты нашей студии отвечали, что хорошее. Так мы включили темноту в спектакль.

— Из каких этюдов состоит спектакль «Времена года»?

— Этот спектакль полностью без слов. Мы видим только пластику ребят, танец, жонглирование мячами. В спектакле много музыки и видео. Специально для него мы снимали лес и улицы нашего города в разные времена года. Мы выступаем на фоне огромного экрана, который служит декорацией. Музыки много.

В этой постановке существует два мира: мир людей и мир птиц. Спектакль рассказывает историю девочки, которая хотела подружиться с птицами и на­учиться чему-то у них. Она замечает, что одна птичка умирает, и стая бросает ее.   Девочка благодаря своей любви спасает птицу. Такова краткая фабула спектакля.

— Что вы можете сказать о прошедших постановках спектакля «Времена года»?

— Его премьера состоялась в октябре в Доме актера. Дважды его показывали в Музее современного искусства. За пределами Перми мы показали «Времена года» на фестивале «Нить Ариадны» в Москве. В Москве спектакль был принят замечательно. Ко мне подходили зрители и говорили, что видели не инвалидов, а артистов, и сопереживали истории.

После выступления в Музее современного искусства зрители говорили: «Это не больница, это – искусство». Я придерживаюсь той же точки зрения. Я должна так организовать пространство, что и артисту будет комфортно на сцене, и нам будет приятно смотреть.

На спектакли приходят люди с похожими детьми. Приходят студенты и обычные люди, купившие билеты. Это зрители, которые узнают информацию о спектаклях и которым становится интересно.

Интервью взял

Николай Разумов
Фото Владимира БИКМАЕВА