ПРОЧТИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧТИ!

Андрей Захаров учит детей русскому художественному слову. В этом не было ничего необычного, только у преподавателя и учеников диагностирован синдром Дауна.

Уроки чтения

В музыкальной комнате Пермского краевого общества инвалидов шум и смех.  Здесь начинаются занятия по изучению стихов русских поэтов. 36-летний Андрей Захаров просит двух учеников – Леву и Гошу показать, как они выучили домашнее задание. Это стихо­творение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать».

Но мальчики, веселые и радостные от очередной  встречи, пока не хотят читать. Они начинают пить чай, который для них приготовили мамы.

В отличие от подростков, Андрей серьезен и качает головой, глядя на непослушных учеников. Но вскоре и он присоединяется к чаепитию. Занятия начнутся чуть позже, ничего страшного в этом нет.

На сегодняшний урок Андрей Захаров принес книжку «Тридцать три Егорки» и тетрадку своих любимых стихов. Их они и станут сегодня читать вслух.

Пермь – Москва

Идея проведения занятий с громким названием – кружок художественного слова – возникла весной этого года. В конце марта при помощи пермских волонтеров  был организован автопробег Пермь – Москва. Маршрут проходил через Ижевск, Казань и Нижний Новгород. Организатором и вдохновителем поездки выступила Наталья Воронцова.

– Автопробег был посвящен Всемирному дню человека с синдромом Дауна, – говорит она. – Было восемь детей, столько же мам и четыре волонтера. Цель – увидеть наших детей счастливыми, нужными не только родителям, но и обществу. Мы хотели показать, что люди с синдромом Дауна могут самостоятельно перемещаться не только в рамках своего города, но и страны, и мира.

Добирались до столицы больше недели, с остановками в городах. Дети увидели, какая большая Россия. Чтобы им было понятнее, Наталья Воронцова приготовила географические карты и показывала маршрут. Ехали весело, в пути общались, пели песни.

– И вдруг Андрей Захаров начал читать стихи по памяти, – вспоминает Наталья. – Все стали его слушать, и совершенно неожиданно Гоша, который вообще не говорил, начал за ним повторять. Нараспев, как песню петь.

Стихи вслух

Вот так и появилась мысль организовать литературный кружок. Тем более что детям читать стихи понравилось. Сам Андрей давно увлекается по­эзией. Ему нравятся стихи Жуковского, Фета, того же Берестова, добрянской поэтессы Галины Денисовой и других.

– У нас дома большая библиотека, много классики, – говорит Нина Захарова, мама Андрея. – Сын увлекся чтением, ему вообще близко творчество. Занимался танцами, номера у них были «Магнолия», «Морячка», «Казаки». Веселые, ритмичные танцы.

У Андрея есть толстая тетрадь, куда он выписывает свои любимые стихи. Одно из любимых «Старый парк» Афанасия Фета. Его и «Жаворонка» Валентина Берестова Андрей читает по памяти.

А сейчас у него появилось новое увлечение – обучать чтению стихов тех, кто младше его.

«Три сороки»

Уроков Андрей провел пока немного. Но к каждому из них он тщательно готовится. Подбирает материал на занятие, на домашнее задание.

– Дети слушают меня и повторяют, учатся выговаривать слова и запоминать их, – говорит он. – На уроки ходят Лева, Саша, Денис, Гоша. Я им читаю стихотворения про цветы, о природе.

Поскольку у многих  детей нелады с речью, они искренне хотят научиться говорить. Особенно трудно им даются скороговорки. И в самом деле, попробуй без сбоев произнести: «Три сороки-тараторки тараторили на горке». Не каждому это дано. А мальчишки с синдромом Дауна хоть и не вполне разборчиво, но тем не менее старательно выговаривают маленькую историю про трех сорок.

Помимо этой скороговорки дети разучивают и другие. Андрей даже специально начал покупать детские книжки в  магазинах.

– Выбирает сам, – говорит его мама. – И сам же составляет план занятий.

Конечно, Андрей нигде не учился искусству преподавания, но ему нравится работать с детьми, обучать их тому, что умеет сам. Он уже давно самостоятельный. С детства ухаживал за домашней собачкой-болонкой. А когда родители приходили домой с работы, ждал с кастрюлей макарон, которые сварил сам. Причем никто его этому не учил. Он смотрел, как делают другие и учился. Любит переводить картинки под копирку и выжигать по дереву. То, что получится, раздаривает.

Работал  на заводе

У Андрея есть тяга к деятельности, но реализовать ее получается не всегда. Он даже работал – делал силиконовые прокладки для одного из пермских предприятий. Восемь месяцев трудился, получал заработную плату. Но, к сожалению, с недавних пор в России отменили налоговые льготы для тех, кто давал работу инвалидам. И сотрудничество с предприятием пришлось прекратить.

– Это большая проблема, чем занять ребенка, – говорит Нина Захарова. – Ему хочется что-то делать. Но ведь труд должен быть осмысленным и приносить пользу. А сейчас, когда Андрей занялся литературным кружком, он очень этому рад.

Вопрос еще и в том, что Андрей сам бы с удовольствием учился бы где-нибудь. Но в Пермском крае нет образовательных учреждений для людей с синдромом Дауна. Поэтому приходится заниматься самообразованием и, так уж получилось – учить других.

Быть самостоятельным

Большой толчок к познанию детям дала поездка в Москву. Они получили много новых  впечатлений, познакомились с детьми в других городах.

– Нас так хорошо везде принимали, – вспоминает Наталья Воронцова. – Устраивали концерты, чаепития, общались.

В Подмосковье участники автопробега из Перми побывали в международном центре «Творческая усадьба  «Гуслица». Здесь пермяки удивили всех, устроив «Неоновое шоу». А сын Натальи Лева пристрастился к музыкальным инструментам. Дети с синдромом Дауна вообще очень хорошо чувствуют ритм, и музыку они воспринимают хорошо. Лева учится играть на барабане.

– Эта поездка дала нам, родителям, понимание того, что надо давать нашим детям больше свободы в выборе занятий, – говорит Наталья. – Ведь, по сути, мы приводим их куда-нибудь и говорим – рисуй или танцуй. А, может быть, им это и не хочется делать.

Поездка же буквально раскрепостила ребят. Сын Воронцовой стал более самостоятельным. По вечерам сам заводит будильник, утром заправляет кровать. Его никуда не отпускали одного, хотя ему и 14 лет, но все-таки родители опасаются. А тут сам, один недавно сходил на представление в цирк. Конечно, мама волновалась, отпуская его. Сейчас настаивает на том, чтобы его одного отпускали играть в футбол.

– Я поняла, что нужно создавать какую-то платформу, место, где наши дети сами бы себя проявляли, сами выбирали, чем им заняться, – говорит Наталья. – Для них нужно создать выбор, чтобы они чувствовали себя самостоятельными. Сейчас же они тусуются, если можно так сказать, с родителями. Как они скажут, так они и делают. Надо отходить от этого.

Константин Бахарев
«Российская газета»

КСТАТИ

Занятия в литературном кружке для детей с синдромом Дауна проходят в Пермском краевом обществе инвалидов по понедельникам, г. Пермь,  ул. Борчанинова, дом 9, тел. (342) 244-85-75.