Т. В. ЧЕРЕМНЫХ,
начальник отдела по делам инвалидов Министерства социального развития Пермского края:
— Стоит рассказать о той деятельности, которую проделал отдел за год работы. Он был создан 1 апреля2013 г., отдел состоит из 4 штатных единиц. Работа организована по следующим направлениям: проблемы реабилитации инвалидов курирует Юлия Викторовна Клинцова (по профессии врач-психиатр). Направление, связанное с доступностью среды, ведет Татьяна Валерьевна Шабурникова. Ирина Васильевна Петрова, в прошлом руководитель общественной организации «Солнечные дети», ныне координатор госпрограммы «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов». Ещё одно важное направление работы отдела связано с проектной деятельностью, с внедрением идей Концепции мероприятий, направленных на развитие системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов на территории Пермского края на 2014-2016 годы.
В целом же целью деятельности отдела является формирование и обеспечение региональной политики в сфере работы с инвалидами. Стоит, однако, заметить, что тематикой инвалидов занимаются также отделы: социальной помощи и поддержки, социального обслуживания. В сфере деятельности этих отделов вопросы, связанные с выплатами, материальной поддержкой, надомным обслуживанием. В их поле зрения – учреждения, в которых постоянно живут инвалиды, – это интернаты как детские, так и взрослые, дома престарелых и инвалидов. Вот, собственно, все, что касается структуры работы.
Но каждая деятельность направлена на осуществление планов. Основные направления, которые мы для себя определили, соотносятся с направлениями на федеральном уровне: формирование доступной среды и реабилитация, создание доступных условий для социальной интеграции инвалидов.
Деятельность по формированию доступной среды, в свою очередь, можно подразделить еще на три основных направления: совершенствование нормативной, правовой и организационной основы формирования доступной среды, повышение уровня доступности и информационные, просветительские мероприятия.
Активными участниками формирования доступной среды являются муниципальные образования – прежде всего советы по делам инвалидов при главах, при администрациях муниципальных образований. Сегодня такие советы созданы в 38 муниципальных образованиях, 19 из них возглавляют непосредственно главы. Мы стараемся, чтобы количество таких советов развивалось и увеличивалось число заключенных соглашений между Правительством Пермского края и главами муниципальных образований, в которые были бы включены вопросы доступности среды. Эти показатели учитываются и при проведении конкурса самих муниципальных образований.
Министерством также организована работа по согласованию генпланов, они передаются в наше Министерство на согласование. В подавляющем большинстве в них нет темы доступности на первоначальном этапе. Наша задача – добиться, чтобы данная тема нашла отражение в этих документах.
Кроме этого, мы занимаемся программами социально-экономического развития, считая данную деятельность стратегически важной, поскольку сейчас идет разработка программ социально-экономического развития территорий. К сожалению, мы увидели, что и в этих программах тема доступности вообще не звучит.
Именно этим продиктовано мое обращение к председателям организаций инвалидов ВОИ – поучаствовать в обсуждении территориальных программ социально-экономического развития, чтобы актуализировать в них тему доступности. Не пропускайте в свет такие программы, которые не учитывают интересы инвалидов.
В настоящее время отделом подготовлен и утверждён постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 г.№290-п «Регламент межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края, государственных учреждений Пермского края по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Пермского края», а также подготовлено и принято постановление Правительства Пермского края от 24.04.2014 г. № 274-п «Об организации работы по паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения сферах жизнедеятельности на территории Пермского края».
Надеемся, что в самое ближайшее время начнём совместно с общественными организациями проводить паспортизацию объектов. На сегодняшний день для этой цели отобрано 48 объектов, по которым будет проводиться паспортизация в первую очередь, – приоритет отдается объектам краевого уровня.
Разработана и утверждена постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013г. №1316-п Государственная программа «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края». Главный критерий оценки учитывает, насколько охвачены все стороны жизнеобеспечения инвалидов.
В числе мероприятий программы запланировано формирование карты доступности. В самое ближайшее время запускаем конкурс на разработку этой карты. Далее – конкурс муниципальных образований на лучшую организацию работы по формированию доступности «Доступный район – доступный город» с присуждением премии за лучшую организацию работы.
Также в ближайших планах обучение специалистов по вопросам формирования доступной среды, оборудования социальных объектов – различных отраслевых учреждений специальными приспособлениями, подъемниками и другими устройствами. Ведется также работа по повышению квалификации специалистов.
В2013 г. впервые в соответствии с решением Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края совместно с Пермской краевой организацией инвалидов ВОИ проведен форум «Доступная среда – для всех».
Форум послужил хорошим импульсом для совершенствования работы. Еще очень много предстоит сделать для вовлечения в эту тему представителей всех отраслей. Прежде всего тех, что связаны с вопросами жизнеобеспечения инвалидов.
Важным элементом в социальной интеграции и деятельности нашего отдела, всего министерства, являются вопросы оказания реабилитационных услуг. В предыдущие годы необходимым условием доступности данных услуг было расширение их количества, что успешно решалось путем внедрения сертификатов. Мы заинтересованы в том, чтобы сеть расширялась и было реабилитировано большее число инвалидов в центрах, расположенных поближе к их месту проживания.
На Совете по делам инвалидов была одобрена Концепция, которая составлялась с учетом международной классификации функционирования и здоровья. Подготовлен проект нормативного акта. Следующим этапом после утверждения Концепции предполагается разработать план реализации этой Концепции. В результате этого система оказания реабилитационных услуг должна, по нашим расчётам, претерпеть серьезные изменения.
Не менее значимым и важным направлением мы считаем развитие проектной деятельности. После поездки в Псков в составе межведомственной бригады, где мы увидели настоящую, работающую систему оказания различных услуг, оказываемых инвалидам, появилось желание создать аналогичную и в нашем крае, отработав для начала на территории Индустриального района г. Перми модель межведомственного взаимодействия сопровождения семей с детьми-инвалидами. Если этот проект успешно состоится, его можно будет распространить на разные категории и на другие территории.
Занимаемся мы развитием еще одного интересного проекта, который сегодня условно называется «Сиделка», когда помощь оказывается семье, в которой имеются дети-инвалиды с тяжелой степенью поражения. Или проект «Передышка», отрабатываемый также с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Надеемся, что эти модели после всестороннего анализа всех рисков и плюсов войдут в перечень услуг на постоянной основе.
Т. А. АНИКЕЕВА,
руководитель-главный эксперт по медико-социальной экспертизе
ГБ КГАУ МСЭ:
— Новое штатное расписание не предусматривает градацию специалистов-медиков по направлениям, как-то: врач-терапевт, врач-хирург и т. п. Введена новая номенклатура «врач по медико-социальной экспертизе». Все врачи МСЭ в рамках обучения по программе «Доступная среда» прошли целый курс перед получением лицензии. Такой всеобъемлющий врач является уникальным специалистом типа семейного доктора, который способен работать в различных сферах.
Для того, чтобы деятельность Бюро МСЭ была легитимной, достаточно, чтобы в его составе при освидетельствовании был один врач по медико-социальной экспертизе, специалист по реабилитации и любой другой врач или специалист по социальной работе, или психолог.
Если требуется пройти медэкспертизу и в посыльном листе написано «нетранспортабелен», сразу следует обращаться непосредственно в МСЭ: у нас работает выездная медкомиссия. Если откажут или возникнут какие-либо препятствия, сразу сообщайте в Главное бюро. Меры будут приняты самые жесткие. Поэтому не обязательно преодолевать сложные препятствия – достаточно того, чтобы позвонить, объяснить все и пригласить комиссию на дом.