О гражданской ответственности участников градостроительной деятельности при создании доступной социальной инфраструктуры в Пермском крае

Выступление председателя Пермской краевой организации ВОИ В. И. Шишкиной на форуме «Доступная среда – для всех»  (комментарии к презентации)

О создании доступной среды в Пермском крае задумались еще 14 лет назад. После проведения нашей организацией областного марафона инвалидов на колясках был принят указ губернатора о создании безбарьерной среды. Но такое представительное сообщество, как форум, для обсуждения этой проблемы собирается в Пермском крае впервые. Здесь присутствуют представители тех органов, которые отвечают за создание безбарьерной среды, представители тех, кто непосредственно создает эту самую среду. И широко представлены потребители доступной среды — маломобильные группы населения.

Чтобы достигнуть цели форума, то есть найти взаимопонимание, определить принципы взаимодействия, нам нужно говорить на одном «понятийном» языке. Поэтому сначала определимся с терминологией.

Доступная среда — что это такое? Она создает комфортные и безопасные условия проживания для большинства людей, включает в себя как физическую доступность социальных объектов, а благодаря этому и доступность социальных услуг и безопасность социальных  объектов, так и информационную доступность, психологическую комфортность. В рамках этого форума преимущественно речь будет идти о физической доступности социальных объектов.

В российском законодательстве говорится о том, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица. От лица РФ выступают органы государственной власти РФ, от лица субъектов РФ — органы государственной власти субъектов РФ  и от муниципалитетов — органы местного самоуправления. А вот физические и юридические лица представлены застройщиками, техническими заказчиками, архитекторами, проектировщиками, строителями и др.

На органы госвласти и местного самоуправления возложены функции регулирования градостроительной деятельности, установления градостроительных норм и правил  и обеспечения их соблюдения. А что касается непосредственных участников градостроительной деятельности, то они обеспечивают архитектурное проектирование, строительство, реконструкции, капитальные ремонты объектов и обязаны при этом соблюдать заданные нормы и правила.  В результате всех этих взаимоотношений   возникает градостроительная деятельность. В процессе градостроительной деятельности  создаются социальная инфраструктура и ее объекты: это и жилье, и ЖКХ, и объекты образования, здравоохранения, досуга, транспорта, связи, розничной и любой другой торговли, и учреждения, оказыва­ющие услуги правового и финансово-кредитного характера, — то есть весь спектр жизни всего населения и каждого человека. Поэтому для нас качество социальной инфраструктуры, ее доступность имеют большое значение. Также в федеральном законодательстве говорится о том, что пользователи этих объектов имеют право на комфортную и безопасную инфраструктуру и что социальные объекты должны быть построены с учетом соблюдения всех градостроительных нормативов. Законодательство также дает право потребителям участвовать в обсуждении градостроительных проектов и в независимой экспертизе. То есть потребители имеют право влиять на качество социальной
инфраструктуры.

Что имеем в действительности?

К сожалению, большинство вновь построенных и реконструируемых соцобъектов остаются условно доступными или полностью недоступными маломобильному населению. Получается, что участники градостроительной деятельности нарушают права пользователей.

Для кого создается доступная среда?

Существует устойчивый стереотип, что она создается только для инвалидов. Может быть, это связано с тем, что маломобильность инвалидов имеет стабильный характер и может быть постоянной. С тем, что если маломобильные граждане живут в барьерной среде, то они полностью изолированы из жизни общества. Именно они больше всего страдают от этого и заявляют о своих потребностях. Инвалиды более организованы, и именно они добились появления законодательства о создании доступной среды.

Тем не менее к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные в результате травм и болезней, пожилые и даже люди активного образа жизни, как, например, велосипедисты. Практически каждый человек проходит жизненные циклы, связанные с личной маломобильностью или маломобильностью его близких.

Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения. Следовательно, содействуя созданию доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп, каждый из нас делает это для себя.

Существует еще один устойчивый стереотип: доступная среда — дорогое удовольствие. Действительно так, если речь идет о реконструкции объектов старой постройки и особенно исторически значимых памятников. Хочу привести результаты исследований американских ученых. К примеру, если изначально планируется доступный объект, то затраты на эту доступность незначительны. До 0,13% от общей стоимости общественных объектов и до 0,25% — многоквартирных жилых зданий. Но если речь идет о переустройстве барьерно спроектированного объекта, то стоимость резко возрастает. Если это торговый центр, то стоимость возрастает в 35 раз, мэрия — в 4 раза, учебная аудитория — в 0,5 раза. Если говорить о доступном жилье, картина практически аналогичная. Наибольшая стоимость реконструкции первоначально спроектированного недоступного объекта, если речь идет об одноэтажном доме или коттедже — здесь стоимость возрастет в 7 раз. Если много­этажный дом, то расхождение в 4 раза. То есть заведомо недорого сразу проектировать объект доступным.

Никто не считал другие затраты: это затраты инвалидов и их родственников на преодоление барьеров. А преодолевать их приходится ежедневно, ежечасно. Это затраты физические, эмоциональные, финансовые — и эти затраты неисчислимы. И если положить на чашу весов каждый вариант затрат, не надо гадать, какая чаша перетянет.

Есть объективные предпосылки для создания доступной среды для всех. Все мы понимаем, что происходят демографические изменения в сторону старения населения. Также мы должны признать сокращение населения трудоспособного возраста, которое требует использование труда пенсионеров, инвалидов и их родственников, занятых уходом.

Если посмотреть с точки зрения макроэкономики, то имеются большие экономические и социальные выгоды Доступная среда снижает число несчастных случаев,  тем самым и расход средств на медобслуживание пострадавших. Доступная среда обеспечивает рост качества жилья — способствует сокращению числа специализированных учреждений для пожилых и инвалидов, так как они могут обслуживать сами себя и жить дома.  Происходит высвобождение родственников и социальных работников от ухода за инвалидами и пожилыми людьми. Увеличивается количество работников трудоспособного возраста.

В доступной среде появляется возможность полноценного участия пожилых людей и инвалидов на рынке услуг, стимулируется развитие новых сегментов рынка, например, туризма. И в целом повышается инвестиционная привлекательность доступных поселений и региона.

На Западе используется понятие «универсальный дизайн». Этот термин введен в законодательство. Этот же термин присутствует и в Конвенции ООН о правах инвалидов. Он должен войти и в российское законодательство.

Что же такое универсальный дизайн?

Это когда создаются социальные объекты, удобные для всех. Универсальный дизайн позволяет людям с особыми потребностями не встраиваться в социальную инфраструктуру, а растворяться в ней.

Приведу такой факт. Только что Пермская краевая организация ВОИ осуществила проект по размещению на улицах Перми социальной рекламы по доступности городской среды. Пока что это только островки доступности. Фото горожан, демонстрирующих доступные объекты,   пришлось делать, специально приглашая для этого маломобильных граждан. В то же время случайный снимок перекрестка, сделанный мной в Берлине, отображает присутствие на нем представителей всех маломобильных групп: и инвалида на коляске, и человека с грузом на колесиках, и детскую коляску, и пожилых людей. Универсальный дизайн позволил им   пользоваться социальной инфраструктурой наравне с другими.  При этом видно, что таких людей много и они органично вписываются в общее пространство.

Универсальный дизайн не просто формальное использование строительных нормативов. Это другой образ мышления архитекторов, проектировщиков, дизайнеров в  процессе создания доступной среды. Я бы сказала — безбарьерного мышления. Другой образ мышления — это то, чего так не хватает в России, когда мы говорим о доступной среде.

Что мешает созданию доступной среды в Пермском крае?

Нет координирующего органа и межведомственного взаимодействия по созданию доступной среды на краевом уровне. Но такой документ готовится, и надеюсь, что в ближайшее время он у нас появится. У нас отсутствует функциональная ответственность региональных министров по созданию доступной среды. У нас отсутствуют кадры в региональных министерствах и органах местного самоуправления, имеющих специализацию по вопросам создания доступной среды. Слабый контроль в части обеспечения сферы доступности для маломобильного населения при реконструкции, капремонтах объектов краевой и муниципальной собственности. Несоблюдение строительных правил и нормативов по созданию доступной среды на стадии проектирования социальных объектов. Отклонения от проектных показателей мер доступности и от действующих строительных нормативов на стадии строительства. У нас присутствует формальный контроль объема и качества мер доступности для маломобильных групп населения со стороны официальных экспертных и контролирующих органов. Нет должного контроля со стороны органов местного самоуправления на объектах, не подпадающих под обязательную экспертизу градостроительной документации. Недостаточно привлекаются представители маломобильных групп в качестве экспертов в вопросах создания доступной среды. Слабо осуществляется общественный контроль   маломобильным населением.

Наш форум — это площадка для обсуждения. Можно найти оправдание в несовершенстве федерального законодательства. И то, что нарушения и несоблюдение нормативов являются типичными для всех субъектов РФ, как раз говорит о несовершенстве федерального законодательства. Можно говорить о недостатке финансовых средств — он всегда есть. Можно перекладывать ответственность друг на друга. Можно продолжать возводить недоступные объекты.

Но в то же время форум — это площадка для договоренностей. Можно договориться о том, что Пермский край — это территория, на которой осуществление норм доступности социальных объектов для маломобильных групп является стандартом для участников градостроительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное сообщество архитекторов, проектировщиков и строителей, бизнес, организации маломобильных граждан Пермского края являются парт­нерами в вопросах создания доступной среды. Об этом тоже можно договориться. И самое главное — понять, что каждый из нас, жителей края, может внести свой гражданский вклад в то, чтобы территория Пермского края стала доступной для всех. Сделаем вместе наш край комфортным для всех. Надеюсь, что у нас все получится.